Нижегородская ярмарка откладывает ежегодный «Автофорум»

Выставочный комплекс «Нижегородская ярмарка» перенес проведение ежегодного «Автофорума» на конец октября из-за слабого интереса участников: традиционно в выставке участвовали порядка 100 компаний, а в этом году заявки подали чуть больше 40. Постоянные арендаторы площадей форума объясняют отказ от участия значительным сокращением своих маркетинговых бюджетов и более избирательным подходом к саморекламе в условиях кризиса. Отраслевые аналитики напоминают о продолжающемся падении российского рынка продаж новых автомобилей, по итогам апреля сократившегося более чем вдвое.

По планам ВЗАО «Нижегородская ярмарка» «Автофорум» должен был начать работу вчера, но руководство выставочного комплекса приняло решение перенести сроки почти на полгода — на 28 октября — 1 ноября 2009 года, когда на ярмарке будет проходить форум «Россия единая». «Наша задача — поддержка отечественного производителя. В рамках «Автофорума» они могли показывать свои новинки. А ради чего проводить выставку, если основные российские автомобилестроители, такие как ГАЗ и АвтоВАЗ, не готовы сейчас участвовать? Мы надеемся, что к осени ситуация на авторынке выправится», — объяснил генеральный директор Нижегородской ярмарки Валерий Барулин. По его словам, на участие в «Автофоруме» поступило 42 заявки, но, несмотря на изменение сроков, многие зарегистрированные компании не торопятся забирать взносы.

Прибыль, недополученную из-за переноса «Автофорума», на Нижегородской ярмарке не называют. Но второй квартал, традиционно один самых доходных периодов для выставочного комплекса (чистая прибыль по итогам первого полугодия 2008 года — почти 34 млн руб.), вряд ли будет таковым в этом году.: по итогам первого квартала непокрытый убыток ярмарки превысил 24 млн руб.

«Автофорум» — проект ВЗАО «Нижегородская ярмарка», запущенный в 1999 году. Ежегодно собирает более 100 участников. Организационная структура форума предусматривает проведение конференций, деловых встреч и презентаций производимой продукции отечественного и зарубежного автомобилестроения. В «Автофоруме-2008» приняли участие более 130 компаний из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Красноярска, Перми, Уфы, Самары, Набережных Челнов, а также предприятия из Республики Беларусь. Более 35% участников прошлогоднего форума планировали представить свою продукцию на ярмарке в 2009 году.

Автопромышленные выставки проходят ежегодно в большинстве российских регионов. Наиболее крупные из них — в столице (Московский международный автомобильный салон, «Интеравто» в «Крокус Экспо»), а также в Петербурге («Мир автомобиля») и в Самаре (Самарский автосалон, «КомАвтоТранс»). Нижегородская ярмарка — не единственный российский выставочный комплекс, решивший отложить проведение форума автомобилестроителей и дилеров. Так, статусный форум «Комтранс-2009», который должен был проходить в «Крокус Экспо» с 21 по 25 апреля, перенесен на 2010 год.

Постоянные участники прошлогодних экспозиций на ярмарке пояснили „Ъ“, что отказались представлять свою продукцию на «Автофоруме-2009» из-за сокращения представительских расходов в целом и как следствие — более избирательного подхода к расходованию оставшихся средств. В группе ГАЗ пояснили, что маркетинговые программы по всем предприятиям холдинга сокращены «значительно». Генеральный директор дилерской группы «Нижегородец» (официальный дилер Ford, Chevrolet, Nissan и др.) Сергей Лимонников отметил, что высокие расценки за участие в мероприятии (регистрационный сбор в 2009 году — 8,5 тыс. руб., аренда выставочной площади в зависимости от условий— 2,4–5,8 тыс. руб. за 1 кв. м — „Ъ“) не соответствуют результатам: «Нижегородец» посчитал, что его целевая аудитория не совпадает с посетителями «Автофорума». «В условиях кризиса компании научились считать деньги. За один квадратный метр асфальта под открытым небом в прошлом году организаторы просили порядка 1,2 тыс. руб., а для размещения каждого автомобиля в идеале необходимо 35 кв. м площади. Если учесть, что Volkswagen обычно представляется шестью-семью авто, то в среднем четыре дня выставки обошлись нам в сумму около 300 тыс. руб.», — добавляет руководитель отдела маркетинга «Автоклаус Центр» (официальный дилер Volkswagen) Дмитрий Мешков. По его словам, чтобы вернуть постоянных участников выставки и привлечь новых, руководству ярмарки стоит пересмотреть саму концепцию проведения выставки, например «развести» автомобили премиум-сегмента и более бюджетные машины, а также специализированную технику.

Отраслевые эксперты также свидетельствуют, что к избирательности прежних участников «Автофорума» толкает отсутствие свободных средств. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за четыре месяца с начала года продажи новых автомобилей в России упали на 44%, а за апрель — сразу на 53%. «В этих условиях как производители, так и автодилеры пересматривают рекламные бюджеты и ищут новые способы привлечения потребителей», — говорит аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. «Не имея новых моделей, автопроизводители не спешат на специализированные выставки, так как не уверены в своем потребителе», — добавляет аналитик ИБ «КИТ Финанс» Артем Лаврищев.

По мнению аналитиков, региональным организаторам автопромышленных выставок стоит подождать с их проведением до следующего года, когда темпы падения рынка замедлятся. «Если произойдет снижение процентных ставок по кредитам, то оживление возможно уже осенью. В этом случае показатель падения продаж будет на уровне 40–45% к прошлому году», — полагает господин Пак. «По пессимистичным прогнозам показатель падения рынка осенью составит 50%, так что традиции — традициями, а выставку лучше перенести», — заключает Артем Лаврищев.

Ссылка на основную публикацию