Jet Expo 2010. Взгляд снаружи.

На прошлой неделе в пятый раз состоялась российская выставка деловой авиации JetExpo-2010. Это своеобразный юбилей. Правда, пришелся он в неудачное время. И хотя уже на каждом углу говорят, что кризис или закончился или вот-вот закончится, в отрасли деловой авиации он еще долго будет аукаться. Невооруженным глазом было видно, что размер выставки (по площади) сократился по сравнению с кризисным 2009 годом.

Хотя по всем отчетам, которые в течение года давали консалтинговые агентства, кризис уже практически миновал, только 58 компаний нашли в себе силы принять участие в JetExpo-2010. Но все равно это знаковое событие для деловой авиации России.

Когда начался кризис в октябре 2008 г., казалось, что вообще такое понятие как бизнес авиация на некоторое время исчезнет из обихода. Но такие опасения не оправдались. Да, спад произошел, но он был на уровне общего спада в авиационных пассажирских перевозках. А в этом году уже с января спрос на бизнес авиацию рос довольно сильными темпами, притормозив только во время летних месяцев. И по некоторым оценкам по полетам бизнес джетов в России 2010 год может не только выйти на уровень рекордного 2008, но и даже превысить его.

За прошедшие пять лет проведения JetExpo, для многих постоянных участников устоялась некая традиция встречаться в сентябре в Крокус Экспо или во Внуково-3. И как раз два адреса выставки могут сыграть злую шутку. В отличии от других выставок деловой авиации, проводимых в мире, российская JetExpo проводится на двух площадках – в выставочном центре Крокус Экспо, который находится на северо-западной окраине Москвы, и в терминале деловой авиации «Внуково-3» в 20 км на юго-западе. А это почти 40 км по московским пробкам на МКАД! И посетителям приходится разрываться надвое. В то же время во всем мире авиасалоны традиционно проводятся на территории аэропортов. Это в первую очередь удобно для производителей, которые демонстрируют свой товар «лицом». И потенциальным покупателям самолетов такой подход также предпочтительней. Они могут сразу сравнить несколько самолетов и составить впечатления по горячим следам. А вот для авиакомпаний и брокеров, которые представляют скорее свои услуги, предпочтительней для встреч специализированный выставочный комплекс. Это более удобно в плане трансфера и выставочного сервиса. Поэтому на выставке в нынешнем ее виде эти противоречия стали более выпуклыми. Особенно на фоне посткризисной экономической ситуации, когда за прошедший кризисный год многие научились хорошо считать деньги, и хотят эффективной отдачи от рекламы и PR.

По мнению производителей, эффект от участия наблюдался только на статике. Это было видно по тому, что у Dassault и Embraer не было стендов в Крокус Экспо. Что, конечно, не очень хорошо для имиджа этих компании. В то же время остальные производители, участвующие в российской выставке, не решились на такой кардинальный ход. А для вертолетостроительных компания место проведения выставки не принципиально, так как их продукция прекрасно размещается на стендах в павильонах. Исходя из таких предпосылок, многие потенциальные клиенты сразу ехали во Внуково. Кстати, главная изюминка этой выставки была тоже здесь. Jet Family Party с феерверками от Embraer и часового бренда Bell&Ross стала удачным ходом, который хорошо вписывается в российские традиции подобных мероприятий. Покупателям бизнес джетов должно понравится такое, хотя вряд ли их там можно было увидеть.

А экспозиция в Крокус Экспо стала профессиональной площадкой для игроков рынка деловой авиации. Пресс-конференции, круглые столы, конференции, которые проходили в течение трех дней были больше рассчитаны на профессионалов этой области, для которых деловая авиация является бизнесом, а не инструментом ведения бизнеса (простите за тавтологию). Для профессиональных участников такие мероприятия необходимы, с этим никто не спорит. Но простого посетителя, или не совсем «простого», на таких форумах не увидишь. Поэтому, в павильоне ощущалась пустота – посетители и участники или смотрят бизнес-джеты во Внуково-3, или сидят на мероприятиях, которые, кстати, в этом году шли одно за другим. Что выгодно отличало нынешнюю выставку от предыдущих. В этом, наверно, «виновата» консолидация игроков рынка деловой авиации, которая выразилась в объединении двух ассоциаций деловой авиации (НАДА и UBAA) в одну – ОНАДА , которое произошло в конце прошлого года.

Наверно, эти противоречия полярно разделили мнения участников в кулуарах о выставке. Производителям необходима статика, остальным участникам — павильон. А посетитель разрывается между двумя площадками. Хорошо тому, кто четко знает, зачем идет на мероприятие. А когда хочется охватить всё и сразу – встает проблема выбора, которая, как известно, всегда очень сложно решаема.

Но идеального ничего не бывает, особенно в России. И надо отдать должное организаторам – провести пять раз выставку в таком узком сегменте, причем в формате авиасалона (выставочная экспозиция и статическая стоянка воздушных судов) – это достойно уважения. При том, что в России авиасалоны с международным участием можно пересчитать на пальцах одной руки. А совместить статическую экспозицию самолетов с выставочными стендами в Москве практически нереально. Аэропортов в Московском авиационном узле, готовых принять подобное мероприятие, скорее всего не найдется. А других регионов России, в которые не побоятся приехать иностранцы, тоже не так уж много. Пожалуй, можно назвать только Петербург и Сочи. Но в сегодняшней ситуации говорить о проведении выставки там нереально…

На статической экспозиции Jet Expo 2010 были представлены следующие самолеты: Gulfstream G200, Gulfstream G450, Gulfstream G550,Bombardier Learjet 60XR, Bombardier Challenger 850, Bombardier Chal­lenger 604, Bombardier Challenger 605, Hawker 4000, Hawker Premier 1A, Hawker 750, Beechcraft King Air 350i, Embraer Lineage 1000, Legacy 600, Phenom 100, Pilatus PC-12, Piaggio P 180 Avanti II, Falcon 7X, Falcon 2000 LX. И два вертолета были выставлены в Крокус Экспо: AgustaWe­stland Grand и Robinson R44.

Ссылка на основную публикацию