Выставкам нужен свой закон

Сегодня в Госдуме состоится «круглый стол», где будут обсуждаться проблемы законодательного обеспечения в сфере выставочной индустрии

В России выставочную отрасль все чаще именуют выставочной индустрией. Этот сектор экономики по-своему уникален: его нельзя рассматривать как замкнутый, автономно развивающийся бизнес. Мы предлагаем читателям статью члена Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, президента Московской Торгово-промышленной палаты, председателя Московской выставочной гильдии Леонида ГОВОРОВА. Материал с «круглого стола» читайте в одном из ближайших номеров «ПГ».

Наша выставочная индустрия — преимущественно столичная. Сегодня около 80 процентов рынка выставочных услуг сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Причиной тому — слабая материально-техническая база и неразвитость инфраструктуры в регионах. В 29 городах 22 российских регионов существуют специализированные выставочные площади, но только в пяти из них они современны. Это серьезно отражается на развитии региональной экономики и особенно ощутимо — в сфере малого и среднего бизнеса.

Вообще важно понимать, что малое и среднее предпринимательство — самый массовый и едва ли не самый заинтересованный участник выставочных мероприятий. Предприятия малого бизнеса, как правило, не имеют средств для серьезных рекламных вложений, позволяющих представлять свои товары и услуги в газетах, журналах, на телевидении. И именно выставки зачастую становятся для них единственной доступной площадкой, которую можно использовать для продвижения своей продукции, расширения ее сбыта. Однако во многих регионах малый бизнес лишен и этой возможности.

Более пяти лет назад российским Правительством была одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Но система государственной координации, а тем более поддержки рынка выставочных услуг, в стране до сих пор так и не сложилась.

В числе наиболее проблемных вопросов — создание современной материально-технической базы. У нас появился крупнейший в Центральной и Восточной Европе выставочный центр — «Крокус-Экспо». Динамично развивается «Экспоцентр», модернизируется ВВЦ. Москва вполне может стать одним из крупнейших выставочных центров Европы. И все же подавляющее большинство наших комплексов все еще не отвечает мировым стандартам.

Нельзя не заметить, что не менее остры и проблемы развития инфраструктуры. Необходимо более динамично развивать гостиничное хозяйство, ведь сегодня в Москве сложно разместить в гостиницах не только посетителей, но даже и участников выставок. Однако важнейшая задача, требующая государственного внимания, связана с необходимостью использования выставочного потенциала для поддержки отечественных товаропроизводителей, продвижения их продукции на внутренние и внешние рынки.

Все эти проблемы не могут быть успешно решены без совершенствования нормативно-правовой базы развития выставочной деятельности. Сегодня она не регулируется отдельным нормативным актом. Более того, в правовом поле выставочная деятельность занимает некое фантомное положение, поскольку она там попросту никак не зафиксирована, не определена. Отсутствует единый понятийный аппарат, и в принимающихся на местах документах, так или иначе связанных с выставочными услугами, многие понятия и термины получают весьма вольное и разноречивое толкование.

Более 15 лет обсуждается содержание основополагающего нормативного правового акта, который с достаточной полнотой регулировал бы выставочно-ярмарочную деятельность. Были предприняты четыре попытки написания такого документа, но дело с мертвой точки не сдвинулось. Необходимо в конце концов на федеральном уровне окончательно решить затянувшийся вопрос о нормативно-правовом обеспечении выставочно-ярмарочной деятельности — будь то соответствующий федеральный закон или же пакет поправок к действующим актам.

Если говорить о специальном законе, то предметом его правового регулирования должны быть общественные отношения, возникающие при формировании и реализации государственной политики развития выставочно-ярмарочной деятельности между ее участниками, органами государственной власти и местного самоуправления.

В законе должны найти отражение принципы, направления и способы государственного регулирования выставочной деятельности, виды и формы ее государственной поддержки, разграничение полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации в этой сфере, направления международного сотрудничества, порядок организации и проведения российских национальных выставок за рубежом, безопасность выставочно-ярмарочной деятельности.

Многие проблемы для своего решения требуют внесения изменений и дополнений в действующие законы. Необходимо решить проблемы двойного налогообложения как для экспонентов, так и организаторов выставок, проблемы таможенного регулирования, в частности, возможно введение системы корнетов АТА — международных паспортов для временного вывоза товара, который заменяет таможенные декларации и позволяет осуществлять беспошлинное упрощенное оформление временно вывезенного товара.

Сегодня также важно говорить о принципиально новой концепции выставочного союза, делающей его эффективным инструментом макроэкономической, инвестиционной и промышленной политики, позволяющей с большей полнотой представлять интересы выставочного сообщества и с большей эффективностью взаимодействовать с органами законодательной и исполнительной власти. Объединение в одном союзе предприятий выставочного бизнеса, ТПП и отраслевых ассоциаций, представляющих интересы предприятий — участников выставок, — хорошая основа для работы. В этом случае значительно более результативно можно решить вопрос подготовки и принятия федеральной целевой программы развития выставочно-ярмарочной деятельности и поддержки отечественного товаропроизводителя.

Ссылка на основную публикацию