ЭКСПО-2010: Россия заменит в Шанхае Незнайку Смешариками

Власти пытаются улучшить образ страны, открещиваясь от недотепистого персонажа [фото]
Александр ЗЮЗЯЕВ — 23.07.2010

Россию на выставке ЭКСПО в Шанхае преследуют обидные скандалы. О достижениях науки в российском павильоне рассказывает Незнайка — глуповатый герой детских романов Николая Носова. А основная часть экспозиции развернута в фантастических джунглях, которые не имеют никакого отношения к России. Китайцы выстаивают многочасовые очереди в российский павильон, но покидают его в недоумении.

Примерно с таким же ощущением вернулась несколько дней назад из Шанхая делегация российских экспертов. Ревизоры изложили свое видение проблемы президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, которые планируют приехать на дни России на ЭКСПО-2010 в конце сентября. По всей видимости, в ближайшее время российскую экспозицию ждут изменения.

Что общего между нашей наукой и Незнайкой, а у джунглей с Россией? Мы попытались выяснить это на месте — в Шанхае.
Сахарно-белоснежное здание с клубничными башнями (российский павильон) привлекает внимание множества посетителей ЭКСПО-2010
Сахарно-белоснежное здание с клубничными башнями (российский павильон) привлекает внимание множества посетителей ЭКСПО-2010
Фото: Александр ЗЮЗЯЕВ

АВАТАРОВСКИЕ ДЖУНГЛИ

…Двенадцать дня. Воздух напоминает раскаленный металл: температура в Шанхае еще с утра перевалила за 30 градусов. В сахарно-белоснежное здание с клубничными башнями российского павильона на ЭКСПО-2010 выстроилась гигантская очередь. Чтобы отстоять ее, требуется поистине азиатское терпение.

Проходишь вдоль вереницы потенциальных посетителей экспозиции — очередь заворачивает колбасой обратно. И так не меньше пяти «коленцев». В толпе старики, маленькие дети… Притомившиеся в ожидании доступа в российский павильон, перекусывают чем-то домашним, похожим на манты.

— К нам обычно стоят часа три, — говорит сотрудница пресс-центра, которая провела корреспондента «Комсомолки» в российский павильон с «черного» хода.

Российский павильон на ЭКСПО-2010 — этакая звезда полусвета. У представительств некоторых бывших республик СССР и других малоинтересных стран туристов вовсе не увидите, а лидер по посещаемости — Китай. В экспозицию Поднебесной люди готовы стоять по шесть часов. Но и руководству российской экспозиции грех жаловаться на отсутствие популярности — за два с половиной месяца его посетили почти три миллиона туристов.

Китайцев в российском павильоне очаровывает наша непредсказуемость. Как представляют иностранцы Россию? Морозы, «хрумкающий» под ногами снег, балет, медведи и Красная площадь… В Шанхае российский колорит проглядывает лишь во внешнем образе павильона, а внутри основная экспозиция напоминает новомодный 3D-блокбастер «Аватар» Джеймса Кэмерона. Вымахавшие в человеческий рост грибы-мутанты, цветы и волчьи ягоды тонут в синих и ядовито-зеленых зарослях. На потолке сквозь сумрак павильона проглядывают лунный кратер и космический корабль «Союз». Реакция гостей на увиденное: дети — в восторге, взрослые — в недоумении. При чем здесь Россия?
Основная экспозиция российского павильона внутри напоминает новомодный 3D-блокбастер «Аватар» Джеймса Кэмерона
Основная экспозиция российского павильона внутри напоминает новомодный 3D-блокбастер «Аватар» Джеймса Кэмерона
Фото: Александр ЗЮЗЯЕВ

— На ЭКСПО-2010 можно увидеть павильоны-химчистки, павильоны-гаражи и павильоны-столовые, а мы сделали детскую площадку,— делится российской стратегией на ЭКСПО-2010 замминистра промышленности и энергетики Станислав Наумов. — Думаю, что это грамотный ход. В китайских семьях существует культ ребенка. Мы пытаемся сказать: «Лучший город тот, в котором счастливы дети».

«МАЛЕНЬКИЙ НЕВЕЖДА» ИЛИ «ИЩУЩИЙ ЗНАНИЯ»?

Марсианские пампасы придумал Борис Краснов, прославившийся постановками концертов Аллы Пугачевой (по легенде, прочитав сценарий российского проекта ЭКСПО-2010, сценограф полюбопытствовал: «А где Примадонна?»). Но проблема не в буйстве красок. В джунглях то тут то там установлены мониторы с Незнайкой, который в качестве гида рассказывает о достижениях российской науки.

Китайцы — народ щепетильный. Говорят, что посетивший российскую часть выставки лидер Китая Ху Цзиньтао с недоумением уточнил: «А правда, что Незнайка переводится как «маленький невежда»? Помощники политкорректно поправили шефа, что это имя лучше перевести как «ищущий знания». По восточным понятиям, Россия «потеряла лицо». Но руководство российского павильона говорит, что скандал не стоит выеденного яйца.

— Я принимала участие в приеме китайского президента в российском павильоне, — вспоминает замдиректора российского павильона на ЭКСПО-2010 по информационной работе Алина Суслова. — Экспозиция, где есть изображения Незнайки, расположена на втором этаже павильона, но Ху Цзиньтао туда даже не заходил. Президенту показали лишь первый этаж павильона. Я была рядом. Ху Цзиньтао сказал, что «все очень красиво», «экспозиция показывает мудрость и ум русского народа».

Возможно, образ Незнайки не стал бы обрастать притчами на богатой эпосом китайской земле, если бы само присутствие на выставке сказочного персонажа не вызвало вопросов еще в Москве. Ну кто такой Незнайка? Мягко говоря, не самого большого ума персонаж детских сказок Носова. Какое Незнайка имеет отношение к достижениям науки?

— Мы не доработали с Незнайкой. Проблема русских: мы креативные, быстро «загораемся», но нередко останавливаемся на полпути, — признается Станислав Наумов. — Надо было показать коммуну: Незнайку, Знайку, Винтика и Шпунтика, Пилюлькина. Но не получилось. Я не слышал, чтобы наследники Носова дали разрешение на использование персонажей.

— А на образ Незнайки «добро» дали?

Замминистра качает головой:

— Реально Незнайки нет в Шанхае — это ремейк, его внучатый племянник. Его и зовут по-другому, и выглядит он не так, как сказочный персонаж.

Чем грозит недокрученный сюжет с Незнайкой?

— Незнайка — это классический «лаомаоцзы»: иностранный «волосатик» и далеко не самый почетный персонаж в китайском сознании, — делится соображениями эксперт по образам Валерий Муниров. — Обилие художественных образов на выставке, фильмов, скульптур, музыки и уход на второй план технических достижений фиксирует, что индустриальная эпоха закончилась. А в постиндустриальном мире власть будет у тех, кто сможет предложить самый привлекательный образ будущего для всех цивилизаций. Победители в войне смыслов и договорятся, как в Ялте 1945 года, каким будет миропорядок на Земле.
«Маленького невежду» Незнайку заменят на популярных в Китае Смешариков
«Маленького невежду» Незнайку заменят на популярных в Китае Смешариков
Фото: Александр ЗЮЗЯЕВ

Теперь организаторы выставки пытаются отвлечь внимание экспертов и посетителей российского павильона в Шанхае новыми образами. Место Незнайки занимают Смешарики. Власти взахлеб говорят, что это «современный гуманитарный продукт», который уверенно прорывается на китайский рынок: ведется перевод «Смешариков» на китайский язык, переговоры о трансляции мультипликационного сериала на одном из центральных телеканалов Поднебесной вышли на финальную стадию…

— На День России в Шанхае — с 27 по 29 сентября — на ЭКСПО пройдет масса посвященных этому событию мероприятий, — сообщил Станислав Наумов. — Нам разрешили бесплатно провести карнавал и парад Смешариков. Это высокие гуманитарные технологии, которые выходят на китайский рынок. С другой стороны, это индустрия детских товаров, к которой у себя в России мы относимся очень несерьезно. Но Китай — это третий-четвертый рынок в мире по спросу. Предположим, человек покупает детскую коляску. Я не понимаю, почему не может быть российских детских колясок?

КИТАЙ — ФАБРИКА, РОССИЯ — ЛАБОРАТОРИЯ

И власти, и эксперты признают: задача российской экспозиции — показать китайцам, что у нас есть точки соприкосновения: они — фабрика, мы — лаборатория. Китайцы нас любят! Надо быть полными идиотами, чтобы это не использовать. Противоположности притягиваются. У китайцев несгибаемая воля в достижении цели, но очень плохо с креативом. А у россиян все ровно наоборот: генерируем идеи на грани гениальности, но не хватает терпения на их воплощение в жизнь. Вот только какой интеллектуальный продукт мы можем предложить братьям-китайцам для совместного развития?

Наиболее живой интерес китайская делегация проявила к разработке искусственной человеческой кожи. Другие российские ноу-хау не вызывают ажиотажа среди местных экспертов. Технологии Росатома в первую очередь любопытны рядовым жителям Поднебесной (очень они любят фотографироваться на фоне огромного изображения атомного ледокола «50 лет Победы») и руководству бывших республик СССР. К примеру, президент Армении Серж Саргсян подивился, что, оказывается, уровень радиации можно отслеживать на компьютере в режиме реального времени, и пожелал подключить свою страну к радиационному мониторингу Росатома.
Десятки тысяч людей готовы стоять часами, чтобы попасть в популярные павильоны ЭКСПО-2010
Десятки тысяч людей готовы стоять часами, чтобы попасть в популярные павильоны ЭКСПО-2010
Фото: Александр ЗЮЗЯЕВ

Новосибирская компания Sun Innovations рекламирует широкоформатные принтеры, которые с помощью нанотехнологий печатают изображения практически на любых поверхностях. В качестве моделей используются президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Владимир Путин и китайский лидер Ху Цзиньтао — вокруг портретов политических деятелей толпятся китайцы. Но будет ли от этого толк? Представители фирмы говорят, что мимо представительства за день в среднем проходит 27 тысяч гостей, за то же время спрашивают пару визиток. А сколько заинтересовавшихся проектом впоследствии позвонит из Шанхая в Новосибирск?

Самая безлюдная — экспозиция Оренбургской области. По углам помещения — снопы с хлебами, в центре — монитор, где мелькают изображения российских церквей, изб, дорог… Похоже, даже китайцы понимают бессмысленность этой «инсталляции». В России засуха. Чрезвычайное положение объявлено в 23 регионах, в том числе и в Оренбургской области. У Оренбурга нет зерна для продажи в Китай.

Справедливости ради скажем, что ЭКСПО давно перерос формат выставки технических достижений. Страны противостоят друг другу на новом уровне: фавориты борьбы смыслов сделали упор на захват не умов, а сердец. К примеру, Китай отстроил павильон, напоминающий гигантский перевернутый мавзолей Ленина, где показывают фильм о трех поколениях китайской семьи: дедушка вел натуральное хозяйство, а внуки живут в комфорте великолепного мегаполиса.

Павильон США представлен вовсе без архитектурных излишеств — внешне напоминает бочку с нефтью. Американцы тоже показывают гостям фильмы. Идея в глобализации по-американски: люди разных рас, зажатые в каменный мешок дома, пытаются решить общую проблему. Палочкой-выручалочкой, разумеется, становится белый американец.

Достойно ли Россия выглядит на фоне мировых экономических лидеров? Споры об этом не утихали все 10 часов обратного полета в Россию.

— Американский павильон — это кино, Михаил Чехов, — проводит параллели Евгений Минченко, председатель комитета по имиджу России Российской ассоциации по связям с общественностью. — Российский павильон — театр Станиславского. Это наш вклад в мировую культуру.

Станислав Наумов был краток:

— Верю!

Ссылка на основную публикацию