Страховка евро бережет (Технологии)

В России, как показывает практика, все большую популярность приобретает страхование. Вслед за частной собственностью, здоровьем, профессиональной ответственностью страховщики обратились к сфере выставочного бизнеса. Александр Полуденный, ведущий специалист отдела непромышленного страхования ОСАО «Ингосстрах», рассказал ER об особенностях страхования выставочных комплексов

Страхование выставочных комплексов характеризуется своей краткосрочностью, присутствием большого скопления людей на выставке, спецификой представляемого имущества. Специальных правил страхования выставочных центров не существует, они страхуются как имущественный комплекс. Обычно страхуется ответственность самого выставочного комплекса перед третьими лицами (т. е. экспонентами и посетителями). Как правило, сам договор аренды выставочного центра уже предусматривает обязанность экспонента застраховать свое имущество и гражданскую ответственность. Наиболее выгодный и для владельцев выставочного центра, и для страховой компании подход – выдача общего полиса страхования ответственности всех экспонентов. То есть страховая компания лишь получает список этих экспонентов и соответственно выдает единый полис на всех. В идеале такой документ строится на базе годового лимита ответственности, когда застрахованы все выставки, проходящие в выставочном центре. У недавно построенных выставочных комплексов возникает небольшая проблема – отсутствие статистики по выставкам. Поэтому работа с такими компаниями строится только на базе конкретных мероприятий.

Как у нас

В России услуги по страхованию коммерческого имущества доступны уже достаточно давно. Возможность застраховать выставочный комплекс была уже несколько десятков лет назад. Так, Ингосстрах уже более 30 лет сотрудничает с крупнейшим выставочным центром России – «Экспоцентром».

Однако активного страхования выставок сегодня в России не наблюдается. Более того, существуют некоторые сложности с оценкой выставляемого имущества. Как, например, оценить картину начинающего или не очень известного художника? Документов, где была бы прописана стоимость этих произведений, нет. Но есть специальные компании, занимающиеся оценочной деятельностью, которые помогают решить эти проблемы.

К сожалению, ответить на вопрос, какой процент выставок застрахован, нельзя. Просто потому, что сложно отследить статистику – страховые компании не обмениваются данными о своих клиентах.

Как у них

На Западе все проще – во всех договорах на участие в выставке предусматривается обязанность страхования. Клиентам «Ингосстраха», выставляющимся на зарубежных выставках, могут выдать полис и по страхованию имущества, и по страхованию гражданской ответственности. Наша компания пропагандирует комплексное страхование. В этом случае не возникает вопросов, застраховано ли то или иное событие, по какому полису и пр. На Западе иной менталитет – там люди детальнее просчитывают риски и финансовое планирование построено более грамотно. Меньше проблем и с оценкой

Страхователю на заметку

Выставочные комплексы, как правило, страхуются на базе «Общих условий страхования от огня и других опасностей промышленных и коммерческих предприятий», а также «Общих условий по страхованию гражданской ответственности». Программа пишется индивидуально под каждого клиента. Иногда выдаются полисы на отдельное выставляемое имущество, которое страхуется от различных рисков, не связанных с ответственностью самого выставочного центра. Для заключения договора страхования ответственности страхователь заполняет заявление-вопросник, которое включает общие сведения о компании, сведения о персонале, территории, безопасности, деятельности. Затем подписывается декларация с просьбой осуществить страхование ответственности компании, указанной в заявлении-вопроснике, за причинение вреда имуществу, жизни, здоровью.

Матрица затрат

Учитывая краткосрочность периода страхования, можно говорить о ставках от 0,2 до 0,5 % от стоимости имущества. Стоимость полиса гражданской ответственности – от $0,5 до $1,5 за квадратный метр арендуемой площади. Если подписывается единый полис на страхование ответственности всех экспонентов, то он может быть оплачен выставочным центром, а экспоненты в дальнейшем возмещают расходы на страхование, исходя из занимаемой площади. Если же экспоненты сами обращаются в страховую компанию и оформляют договор на себя – минимальная стоимость полиса на время проведения выставки будет составлять порядка $100–$150.

Пожара бояться – на выставку не ходить

Процесс страхования можно назвать переносом риска во внешнюю среду (хозяйственный субъект переносит риск на страховщика). Договором предусматриваются события, ответственность за которые понесут третьи лица. В «Общих условиях по страхованию гражданской ответственности» присутствует такая формулировка: «По договору страхования страховщик предоставляет страховую защиту на случай предъявления страхователю третьими лицами претензий о возмещении причиненного им вреда в результате страхового случая, наступившего в течение срока действия договора страхования».

В любом случае, страховой полис придает уверенность, ведь от любой беды панацеи не существует. Случай с Манежем, который, как оказалось, не был застрахован, наглядно это подтверждает. Большинство выставочных центров Москвы уже воспользовались услугами страховщиков. О том, что им это дало, ER расскажет в следующем номере.

Ссылка на основную публикацию