Гостеприимный Иль-де-Франс (ТЕНДЕНЦИИ)

Что уж греха таить? Российских посетителей на зарубежных выставках пока немного, а экспонентов и того меньше. Кто-то из организаторов-иностранцев принимает это как данность, а кто-то разрабатывает стратегию и тактику масштабных программ, чтобы переломить сложившуюся ситуацию и улучшить статистику

Многие европейские страны признают, что потенциал российского выставочного рынка огромен и его можно использовать с очень большой выгодой для эффективного (с точки зрения прибыли) расширения бизнеса. Однако очень немногие иностранцы проявляют заинтересованность в организации здесь своих выставочных проектов, как, например, это делают Германия, Франция и в последнее время Китай… Германия, ставшая образцом в смысле успешности и эффективности экспобизнеса, в последние годы перенасытилась и стала искать новые рынки, в числе которых оказались Китай и Россия. И хотя немецкие бизнесмены пока еще достаточно осторожны, все же на московском рынке уже есть ряд немецких выставок, которые действительно имеют право называться брендами. Французы же значительно позже стали рассматривать возможности усиления своего присутствия в России и проведения здесь выставок. При этом надо отметить, что они достаточно активно действуют сразу в двух направлениях: изучение рынка и поиск рычагов, с помощью которых можно было расширить российское участие в выставках, проходящих во Франции. Несколько лет назад Национальное агентство по развитию региона Иль-де-Франс (ARD) разработало программу, рассчитанную на три года (2006–2008 гг.) и предназначенную для аудитории Китая, Японии, России, Италии, Германии и Нидерландов. В рамках программы в сотрудничестве с комитетом по продвижению французских профессиональных выставок «Промосалон» (Promosalons) предполагается проведение в этих странах специальных мероприятий, направленных на популяризацию выставочного потенциала региона. Любопытно, что для каждой страны подготовлена специальная программа. Например, в отношении Германии, Италии и Нидерландов в первую очередь речь идет об укрепление позиций на европейском экспорынке, а вот в контексте России, Китая и Японии – о популяризации, узнаваемости французских салонов. Так, 2006 год был посвящен популяризации выставок, посвященных моде и дизайну, а в 2007-м в фокусе ARD оказались выставки промышленного сектора.

Россия и Франция

Последние годы были отмечены плодотворным развитием взаимных двусторонних связей России и Франции.

«Экономический рост России за последние семь лет вызывает удивление и уважение, – комментирует Бернар Петро, заместитель руководителя Торгово-экономической миссии посольства Франции в Москве. – Если говорить конкретно об экономических отношениях между нашими странам, то в 2006 г. экспорт Франции увеличился более чем на 40% и достиг $5 млрд. В свою очередь, объем продаж товаров российских производителей во Франции вырос почти на 20%, а общая сумма экономического оборота составила около $10 млрд».

По его словам, «Россия становится страной, где проводятся огромные, серьезные выставки». При этом г-н Петро отмечает возрастающий интерес российских посетителей и экспонентов к французским специализированным выставкам, и здесь особое, приоритетное место занимает Парижский регион, выставочная деятельность которого вносит немалый вклад в экономическое благополучие страны. Индустрия выставок Парижа и региона Иль-де-Франс в целом предоставляет около 50 тыс. рабочих мест и приносит доход, исчисляемый $3 млрд.

При этом надо отметить, что в Парижском регионе особое внимание уделяют развитию материально-технической базы отрасли. Среди всех прочих столиц Европы Париж обладает наиболее большой выставочной территорией – около 600 тыс. кв. м. Среди наиболее интересных для иностранных посетителей (в том числе и россиян) тематик можно выделить промышленность, оборудование и новые технологии. Французские выставки – или, как их называют сами французы, салоны – отличают действительно международный уровень участия и высокопрофессиональная организация. И еще одна не менее, а может быть, даже и более важная черта – многие из этих выставок не просто бизнес-платформа, но еще и театр тенденций.

«На выставки Парижского региона приезжает около 9 млн посетителей, здесь участвует около 60 тыс. компаний, 40% из них – иностранцы, – комментирует Режи Бодуэн, директор Национального агентства по развитию Парижского региона. – Откуда прибывают экспоненты? 2/3 из других стран ЕС. Россия занимает 11-е место в области международного экспонирования, что в среднем составляет 1,8 % от общего числа участников. Что же касается посетителей, то европейские страны представляют 2/3 от общего количества иностранцев. Здесь показатели России поскромнее –21-е место (0,7%)».

Г-н Бодуэн также отмечает, что число российских экспонентов и посетителей на французских выставках, и в частности выставках Парижского региона, не соответствует потенциалу нашей страны, но есть надежда, что в ближайшие годы их число значительно вырастет. Но это в будущем, а что сегодня? На каких французских выставках Россия представлена наиболее ярко? Что касается посетителей, то тут можно выделить три направления – строительство, мода и товары для дома. При этом стоит отметить в первую очередь выставку Batimat, на которой, к примеру, в 2005 г. побывал 31% всех российских посетителей, приехавших на выставки Парижского региона. С экспонентами вырисовывается несколько иная картина: по мнению Режи Бодуэна, здесь речь идет в основном о выставках, где можно наиболее ярко представить промышленные возможности России. Это такие тематики, как аэронавигация, туризм, безопасность и оборона. При этом российские экспоненты уделяют несколько больше внимания выставкам промышленных отраслей (56,2%), чем выставкам товаров и услуг (43,8%).

Возможно, что после завершения программы ARD приоритеты как российских экспонентов, так и посетителей несколько изменятся…Во всяком случае ждать осталось недолго – о результатах можно будет судить уже через год.

Ссылка на основную публикацию