Здание Центрального дома художника устарело и подлежит сносу, решили чиновники. Директор ЦДХ жалуется, что эти слухи мешают нормальной работе музея и приглашает чиновников на экскурсию, чтобы они посмотрели на то, что хотят снести, пишет GZT.RU.
В начале декабря Владимир Путин разрешил снести ЦДХ. А опровергаемые ранее чиновниками слухи о появлении там футуристического «Апельсина» работы Нормана Фостера стали «рассматриваемым вариантом».
Замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин в интервью «Российской газете» заявил, что нынешнее здание ЦДХ не соответствует современным музейно-выставочным целям. Все организации, расположенные в стенах ЦДХ после сноса переедут в новое здание. Реализовывать новый инвестиционный проект будет Москва, сказал он. Правда, сроки, в течение которых она это сделает, Бусыгину не известны. Все упирается в возможности Москвы реализовать этот инвестиционный проект, объяснил он.
О будущем проекте чиновник не слишком распространялся. Он упомянул о проекте «Апельсин» Нормана Фостера, продвигаемый компанией «Интеко». «Министерство с самого начала было против, поскольку там смешаны музей, жилье, торговые площади. Это недопустимо», — заявил Бусыгин. Вместе с тем он сообщил, что в феврале 2009 было принято решение вернуться к этой идее, но при «выполнении некоторых требований». Одно из требований — строительство отдельно стоящего здания для Третьяковки.
Становится ясно, почему, как ранее отмечал «Коммерсантъ», главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в своих многочисленных выступлениях постоянно подчеркивал, что никакого проекта лорда Фостера не существует, а глава «Интеко» Елена Батурина никогда публично не заявляла, что отказывается от проекта.
Защитники ЦДХ: зданию нужен только ремонт
Василий Бычков, директор Центрального дома художника, заявил GZT.RU, что ему о сносе здания ничего не известно. По крайней мере в постановлении премьер-министра, утверждает он, об этом не говорилось. «То, что замминистра Андрей Бусыгин так громко произносит эти страшные слова, наносит нам очень большой вред, — сказал г-н Бычков. — Когда чиновники такого уровня произносят эти слова, а СМИ потом тиражируют их, возникает следующая ситуация: полноценно функционирующий культурный комплекс работает в обстановке, когда общественность считает, что завтра нас начинают сносить».
Партнеры и посетители ЦДХ, по словам Василия Бычкова, постоянно задают администрации вопрос о том, как можно сотрудничать с культурным комплексом, который вот-вот начнут сносить. «Об этом чиновники не думают»,- посетовал директор ЦДХ.
«Я хотел бы пригласить Андрея Евгеньевича Бусыгина посетить наконец ЦДХ. И хотел бы показать, каким образом он функционирует. Пусть чиновники покажут мне примеры других культурных комплексов, которые больше, на их взгляд, приспособлены к мультикультурным событиям», — призвал Бычков.
ЦДХ постоянно работает над тем, чтобы усовершенствовать свое здание, заметил Василий Бычков.
ЦДХ рано списывать в утиль, считают защитники здания. Оно имеет сложный режим, там установлены холодильные установки и прочее оборудование, рассказал GZT.RU архитектор Алексей Клименко. Там есть проблемы инженерной инфраструктуры, необходим капитальный ремонт, и только, считает эксперт.
Г-н Клименко обратил внимание на то, что многие историки архитектуры, специалисты в области культуры и обычные люди высказались категорически против сноса ЦДХ. Но чиновники проигнорировали общественное мнение.
Необязательно сносить здание ЦДХ только потому, что Третьяковской галерее нужны новые здания, убежден, в частности, Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор».
Г-н Михайлов обратил внимание на то, что на Центральный дом художника стоит смотреть как на важный участок окультуренной городской территории. Там находится парк искусств со скульптурами, это сложившаяся музейная рекреационная зона, любимое место культурного отдыха москвичей. Это власти тоже сбрасывают со счетов в угоду инвестору.
«Апельсин»
Информация о возможном сносе Центрального дома художников появилась в прессе после того, как компания «Интеко» представила на выставке в Каннах проект многофункционального комплекса «Апельсин». Разработчиком проекта выступил британский архитектор Норман Фостер. По его задумке, на месте ЦДХ и части прилегающего парка предполагалось построить огромное здание с офисами и элитными апартаментами.
Дирекция музея и общественность выступили с критикой проекта Фостера. В декабре 2008 года главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что новый проект планировки территории на Крымском Валу разработан. По новому плану Москомархитектуры, фасад нового здания Третьяковской галереи должен был быть обращен к Садовому кольцу.
В феврале 2009 года группа художников выступила с открытым письмом, в котором резко критиковала новый план перестройки ЦДХ. Прошли митинги и акции против сноса здания.
Однако общественности не удалось убедить чиновников. Владимир Силкин, заместитель мэра Москвы заявил, что территорию ЦДХ нужно застраивать единым комплексом. По его словам, здание ЦДХ — «бетонная коробка, не представляющая никакой культурной ценности».