Каковы перспективы экспобизнеса в регионах? Представители экспоиндустрии, проводящие свои выставки в Москве, не раз высказывали свою точку зрения по этому вопросу на страницах нашего издания. Однако что думают те, кто организует свои экспопроекты за пределами столицы? Своим мнением с Expo Report поделился Александр Рязанов, генеральный директор ООО «Волгоградский выставочный центр “Регион”»
«В настоящее время выставочная деятельность в регионах претерпевает значительные изменения, – считает Александр Рязанов. – Во многих регионах появляются собственные выставочные центры, улучшается сервис выставочных услуг. В условиях жесткой конкуренции, когда на каждые 250 тыс. человек населения приходится один выставочный центр, организаторы стараются соответствовать возрастающим требованиям, предоставляя более качественный сервис, создавая более разнообразные экспозиции и сопутствующие деловые программы. Выставки с каждым годом становятся все более специализированными, ориентированными на посетителя-специалиста».
Однако, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, в регионах существует серьезная проблема координации выставочной деятельности. Ее регулирование со стороны государственных структур зачастую является чисто номинальным, впрочем, как и помощь в организации выставок. По мнению Александра Рязанова, это одна из причин дублирования проектов, когда совпадают не только темы, но и сроки и место проведения.
Что касается Волгоградской области, то прошлый год можно назвать периодом резкой активизации выставочной деятельности. На данный момент в регионе действуют четыре выставочных оператора – ВВЦ «Регион», ВЦ «ВолгоградЭКСПО», ВЦ «Царицынская ярмарка» и Волгоградская ТПП. В целом в 2005 г. было проведено около 60-ти выставок, что в полтора раза выше показателя 2004 г. При этом в области наметилась тенденция перехода к специализированным выставкам, способным формировать промышленную политику компаний, отраслевых союзов, ассоциаций.
Однако, несмотря на ужесточившуюся конкуренцию, ВВЦ «Регион» удается держать планку на должном уровне, ежегодно пополняя выставочный календарь новыми проектами и уделяя внимание развитию уже существующих.
«По итогам конкурса «Лучшее предприятие Волгоградской области 2005 года» ООО «ВВЦ “Регион”» признано «Лучшим предприятием 2005 года», – с гордостью отмечает Александр Рязанов. – Надеемся, что мы оправдаем это звание и в дальнейшем, постоянно улучшая качественные и количественные показатели наших выставок».
В настоящее время ежегодная выставочная программа включает мероприятия, которые прочно вошли в деловую жизнь города. Среди них: «Волгоградский агропромышленный форум» (проводится совместно с ВЦ «ВолгоградЭКСПО»), выставка текстильной и легкой промышленности «Лазоревый цветок», судостроительная выставка «Под парусом, паром, дизелем», промышленно-техническая выставка «Технофорум. Энергосбережение и энергоэффективные технологии», «Регион-Электро», выставка дорожно-строительной техники «Урбакон. АвтоДорСтройТех» и многие другие. В целом в течение восьми лет ВВЦ «Регион» провел более 150-ти выставок, участниками которых стали свыше 5 тыс. российских и иностранных предприятий. К слову, в своей работе по привлечению экспонентов (как волгоградских, так и из других регионов России, а также из стран СНГ) ВВЦ «Регион» уделяет внимание в первую очередь уровню организации выставочных мероприятий и сопутствующих программ. С 2005 г. в рамках каждой выставки проводятся круглые столы, семинары, конференции. Кроме того, в целях создания наиболее благоприятных условий для встречи экспонентов с потенциальными покупателями, начиная с 2005 г., на выставках (в сотрудничестве с Фондом «Институт экономических и социологических исследований») проводятся социологические опросы участников и посетителей. В ходе опроса специалисты выявляют цели посещения, источники получения информации о выставке, проводят анализ общей массы посетителей, определяют эффективность выставки для экспонентов и посетителей-специалистов. С учетом этих данных с декабря 2005 г. введена регистрация и персонифицированная система прохода посетителей. По мнению Александра Рязанова, в будущем такой подход позволит обеспечить более качественное посещение выставок специалистами и заинтересованными лицами.
Год | Количество выставок | Количество участников | Выставочная площадь (тыс. кв. м) |
2002 | 15 | 730 | 10,5 |
2003 | 17 | 940 | 16,9 |
2004 | 20 | 1202 | 22,5 |
2005 | 22 | 1373 | 24,7 |