Генеральный директор ООО «Примэкспо» Эдуард Строон родился в Лондоне. Там же получил высшее образование. Но свою жизнь связал со странами бывшего СССР. Сегодня мы беседуем с ним о российском и азиатском экспорынках: об их нынешнем состоянии и перспективах развития
– Как бы Вы могли охарактеризовать сегодняшнее состояние российского выставочного рынка? Какие у него есть положительные и отрицательные стороны?
– На мой взгляд, динамика развития выставочного рынка в России – повод для гордости. Сегодня в России можно найти выставку практически для каждого сектора экономики, кроме того, в последнее время появилось значительное количество узкоспециализированных мероприятий, отвечающих потребностям рынка. Современное состояние выставочного рынка стимулирует развитие соответствующих секторов и экономики в целом.
Важно отметить, что российский экспобизнес развивается самостоятельно, практически без финансирования государством, включая выставочные площадки, сервис, привлечение участников и посетителей. Компании вкладывают собственные средства во все области бизнеса, в том числе в стратегические партнерские отношения, выставочные площадки, оборудование стендов, рекламу, – при этом Россия не последовала примеру Турции и Восточной Европы с сильным демпингом цен, когда крупные выставки проводились с минимумом сервиса.
Благоприятным моментом в развитии бизнеса явилось решение МСВЯ о проведении аудита выставочных мероприятий с целью определения подлинных параметров выставок. Это послужит укреплению российского выставочного бизнеса.
– Насколько сильны сегодняшние игроки российского экспобизнеса? На Ваш взгляд, каким финансовым и интеллектуальным капиталом должна обладать компания, выходящая на российский экспорынок, чтобы ее не раздавили «старожилы»?
– Российские выставочные организаторы занимают очень прочные позиции, и новичкам на этом рынке будет нелегко, ведь все тематики уже разобраны. Создание нового экспопроекта потребует огромных материальных затрат без гарантии успеха. Кроме того, за многими российскими выставками закрепились прочные позиции не только внутри страны, но и за ее пределами. К примеру, выставка «ЭкспоЭлектроника» – первая в Европе после мюнхенской «Электроники», выставка «Неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности» (NDT) – крупнейшая в Европе по занимаемой площади и числу участников. В этих условиях сложно представить возможность появления новых аналогичных мероприятий. Для этого пришлось бы купить уже существующие выставки или компании, что потребовало бы вложения значительных ресурсов.
– Нужны ли в России профессиональные выставочные объединения?
– Объединение усилий выставочных организаторов имеет исключительно важное значение для развития всей отрасли. В малом масштабе это может проявиться на уровне стратегического партнерства. Так, в 2004 г. компания «Примэкспо» сумела доказать это на собственном примере, реализовав сразу два проекта совместно с ВО «РЕСТЭК» – выставки «Продтех» и UPEM. В более крупном масштабе все компании стремятся играть активную роль в ведущих отраслевых союзах и ассоциациях, которые поддерживают интересы своих членов и способствуют эффективному развитию отрасли. Кроме того, быть активным членом профессионального союза престижно для любой компании. Именно для этого «Примэкспо» вступала в МСВЯ, и мы надеемся, что совместная работа с другими членами Союза будет способствовать расширению российского выставочного бизнеса и повышению профессионализма кадров. Кроме того, членство в Союзе позволяет нам использовать его ресурсы в своих интересах. К примеру, важным инструментом выставочного бизнеса в России и за рубежом является проведение аудиторских проверок, выявляющих правдивость заявленных организаторами данных (зачастую сильно преувеличенных) о размерах выставок, количестве участников и посетителей. С момента вступления в МСВЯ мы провели пять независимых аудиторских проверок, подтвердивших все наши цифры, – честность заявленных данных определяет преимущество компании при принятии клиентом решения об участии в выставке.
– Сегодня в России практически у каждого сектора экономики есть своя крупная выставка, а кроме того, достаточное количество более мелких, узкоспециализированных проектов. Можно ли сегодня говорить о кризисе тем для новых выставок? Ваш прогноз: как будет развиваться тематика российских выставок в ближайшие несколько лет?
– Действительно, в России можно найти выставки по любой тематике. Тем не менее у «Примэкспо» каждый год появляются новые проекты. С 2004 г. мы начали проводить выставки ExpoCoating («Покрытия и обработка поверхности»), NDT («Неразрушающий контроль в промышленности»), Power Electronics («Силовая электроника»). В этом году также запланированы новые выставки, в частности «Субконтрактинг в России». Следовательно, рынок еще может тематически расти.
Динамика рынка показывает, что новые выставочные проекты, особенно промышленные, носят более узкоспециализированную направленность, а так как производство в России растет с каждым годом, эта тенденция будет сохраняться. Здесь направление развития задают сами участники, для которых гораздо эффективнее участвовать в узкопрофильной выставке, где они встретятся именно с конечными пользователями своей продукции.
– Как Вы считаете, нужна ли российскому экспобизнесу помощь государства? В чем она должна выражаться?
– Можно выделить три основных направления, в которых государство может помочь экспобизнесу.
Во-первых, это улучшение инфраструктуры вокруг выставочных центров – транспорт, связь, электроэнергия.
Во-вторых, частичное или полное субсидирование российских национальных стендов на зарубежных выставках через государственные агентства, причем именно на специализированных выставках, – это стандартная практика для большинства стран мира в настоящее время, но, к сожалению, она еще не достаточно развита в российской экспортной политике.
Третье направление – урегулирование законодательства, влияющего на выставочный бизнес, в частности таможенного и налогового – ставки на рекламу (до сих пор существующие в некоторых странах СНГ!), учет НДС между странами СНГ.
Однако в целом выставочный рынок в России не должен зависеть от государства – это коммерческий бизнес, и организатор, который постоянно просит у государства слишком много, не является организатором в полном смысле этого слова. Настоящие организаторы должны всегда остерегаться компаний, стремящихся создать выставки только за счет государственного бюджета, необходимого для других целей.
– Бесспорно, что центром выставочного бизнеса в России является Москва. На Ваш взгляд, есть ли регионы, которые через некоторое время смогут если не догнать столицу, то хотя бы приблизиться к ней по уровню проводимых экспомероприятий? Что в целом необходимо региональному выставочному бизнесу для нормального развития?
– Во-первых, очень прочные позиции занимает С.-Петербург. На петербургских выставках концентрируется экономика всего северо-западного региона. Россия – огромная страна, и в ней есть немало крупных городов, областных центров, которые играют ключевую роль в развитии своих регионов, и в них должен развиваться экспобизнес. На сегодняшний день главная проблема местных организаторов – отсутствие выставочных площадок, отвечающих мировым стандартам. Безусловно, эти проблемы надо решать, и я уверен, что в перспективе ситуация изменится.
– Компания ITE Group Plc начала активное завоевание азиатских стран (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан). Каковы стратегические планы по освоению этих рынков? На Ваш взгляд, какие различия существуют между российским и азиатскими экспорынками?
– Компания ITE Group Plc осваивает азиатский рынок уже с 1994 г., (офис в Алматы, безусловно, старейший среди офисов компании ITE в странах СНГ) и сегодня является крупнейшим организатором выставок в Центральной Азии и Кавказском регионе. Ежегодно здесь проводится более 70-ти мероприятий. Эти рынки являются очень органичными для российских производителей, так как имеют своих потребителей, заинтересованных в российских товарах, поэтому около 20% участников этих выставок – российские компании.
В Средней Азии местных производителей меньше, поэтому на выставках в этом регионе много иностранных компаний. Особый интерес Средняя Азия вызывает у Европы, Китая, Юго-Восточной Азии и Америки.
Что касается перспектив, то ITE бесспорно будет наращивать активность в этом регионе, приводя на этот рынок как можно больше российских компаний. Компания ITE имеет свою систему скидок и льгот, которые предоставляются российским компаниям через ее российских партнеров.
– Возможно ли, что развитие выставочного бизнеса в странах СНГ даст дополнительный толчок российскому экспобизнесу? Насколько взаимосвязаны эти рынки?
– Несмотря на распад СССР, экономические отношения между бывшими союзными республиками остаются очень плотными, особенно принимая во внимание политику России по сближению со странами СНГ. Через выставки дочерних структур ITE Group Plc российские компании все более активно проникают на рынки стран СНГ.
Выставка – это один из самых эффективных способов продвижения товара на внутренний рынок для иностранных компаний, поэтому нет никаких сомнений, что экспобизнес в странах СНГ будет активно развиваться.
– За последние десять лет российский выставочный бизнес сделал огромный скачок вперед. Ваш прогноз, каким он будет еще через десять лет?
– В настоящий момент у выставочного бизнеса России есть все возможности для роста. Причем положительные тенденции наблюдаются повсеместно. Все больше внимания уделяется инфраструктуре, строятся современные выставочные площадки (например, «Крокус Экспо» в Москве). Это дает более крупным выставочным компаниям, таким, как ITE, великолепные возможности для роста. К примеру, выставка Mosbuild длительное время нуждалась в дополнительных выставочных площадях, так как она полностью занимала площадь «Экспоцентра» в течение трех последних лет. Отсутствие больших площадей приводило к дроблению тем на более мелкие (что фактически означало сходство с выставками, организуемыми небольшими компаниями), теперь же мы снова можем их объединить под единым брендом «Мосбилд». Кроме того, теперь мы можем предложить дополнительные площади.
Развивается экспобизнес и в регионах. «Примэкспо» в этом году впервые выйдет за пределы Москвы и С.-Петербурга и проведет выставку в Екатеринбурге. Компания также планирует развивать стратегические партнерские отношения и с других регионами, о которых надеется заявить в 2006 г.
Эдуард Строон. Родился в 1964 г. в Лондоне. Окончил экономический факультет Оксфордского политехнического университета и факультет славянских и восточноевропейских наук Лондонского университета.
В 1993 г. основал компанию «Итеса» – партнера британской компании ITE Group. На сегодняшний день «Итеса» осуществляет свою деятельность на территории Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Монголии.
В 1996 г. возглавил компанию «Примэкспо» – официального партнера компании ITE в С.-Петербурге. С 2002 г. руководит компанией EUF – филиалом ITE в Турции. Входит в состав совета директоров ITE Group Plc.