«Особое мнение» Игоря Филоненко

Если верить социологам, большинство россиян вполне сознательно предпочитают российские товары. Более того, 93 процента наших граждан просто уверены, что отечественные продукты с лёгкостью смогут заменить подорожавший импорт. На самом ли деле сможет отечественный производитель воспользоваться благоприятным моментом и потеснить иностранцев?

Гость в студии – руководитель программы «Покупай российское» Игорь Константинович Филоненко.

– Что за программа «Покупай российское»?

Как разъяснил И. Филоненко, натолкнуло на эту идею его, в том числе и на название, одно из радиообращений Ельцина в 1996 году, в котором он вспоминал о том, как ходил по рынку, выбирал картошку и выбрал там польскую картошку, которая оказалась как мыло. И закончил тогда весь этот пассаж Борис Николаевич фразой «Покупайте российское!» Игоря Филоненко она взяла за душу, и тогда родилась программа, которая носит, в основном, выставочный характер. Первая выставка прошла в декабре 1997 года. И теперь она каждый год проходит, иногда с какими-то региональными вкраплениями. Например, подобная выставка проводилась в Екатеринбурге, в других городах. Естественно, в её ходе осуществляется целый ряд маркетинговых мероприятий, которые показывают, что, несмотря на такое широкое, популистское название, у выставки есть очень чёткий клиент. Это торгово-розничная сеть, которая всегда немного с пренебрежением (не всегда оно неоправданно) относилась к отечественным товарам. В таком отношении был определённый смысл, особенно в начале 90-х годов, когда стояли вопросы дисциплины поставщиков и качества. Именно поэтому долгие годы Черкизовский мясокомбинат изготавливал свою продукцию из импортного сырья, наподобие того, как из импортных компонентов делают большинство соки. С 1998 года ситуация немного стала меняться, но, к сожалению, переход на отечественную продукцию происходит очень медленно.

– Что называется, не было стимула, а сейчас стимул у всех появился. Совсем недавно министр финансов Алексей Кудрин сказал, что он прогнозирует существенное снижение импорта. Как относиться к уверенности россиян, которую показывают опросы общественного мнения, в том, что отечественные производители с лёгкостью смогут заместить подорожавший импорт?

По мнению И. Филоненко, к сожалению, значительная часть снижения оборота торговли (ритейла) в целом будет связана не с тем, что начнёт подниматься отечественный производитель, а с тем, что просто упадёт потребление. Это общемировая тенденция. По подсчётам специалистов, почти вполовину упала по обороту и объёмам мировая торговля. И в этом смысле ничего хорошего от этого нет. Прежде всего, здесь речь идёт о существенном снижении общего уровня жизни. Покупать будут просто меньше. Но что правда, так это то, что у российских производителей появился ещё один шанс, которым надо воспользоваться.

– Что россияне в принципе предпочитают покупать: импортные товары или отечественные? Какие отечественные товары находятся вне конкуренции?

Гость в студии напомнил, что все потребители – и россияне, и зарубежные граждане – хотят покупать качественные товары. Когда мы провозглашали лозунг «Покупайте российское», имелось в виду немного не то, что иногда нам приписывают. Например, «Покупайте всё российское!» или, как вывесили в 1998 году в столице, «Могу всё, покупаю отечественное». На взгляд эксперта, это был оскорбительный лозунг для гражданина России. Потому что получается, что россиян должен напрячь свой патриотизм, чтобы купить отечественное, а не наоборот. Точка зрения эксперта – покупатель, пользователь должен гордиться отечественной продукцией. И России есть чем гордиться. У неё есть продовольствие, сфера, в которой наша страна достаточно сильна. В России вся сельскохозяйственная продукция более экологически чистая, чем аналогичная продукция на Западе за ту же цену. Давно наши соотечественники предпочитают есть отечественное продовольствие. Если оно появляется, то они с удовольствием его берут.

То же касается молока и кур. То есть, есть определённые позиции, которые достаточно легко и быстро можно нарастить. И люди с удовольствием, даже при определённом увеличении цены, готовы перейти на отечественное, потому что оно не только отечественное, но и качественное, хорошее, экологически чистое.

Со всем остальным немного сложнее. Лёгкая промышленность? Да, у нас есть практически во всех секторах лёгкой промышленности свои «герои». Например, ростовская джинсовая компания «Глория». Есть также ряд крупных фабрик, делающих, пусть даже на основе лекал западных партнёров, очень неплохую одежду. В этой области, по мнению Игоря Филоненко, может случиться достаточно серьёзный прорыв. Именно в данной области доля импорта сейчас колоссальна, она составляет больше трёх четвертей.

Expobusiness