10 млрд евро – таков ежегодный оборот немецких ярмарочных компаний, количество которых на сегодняшний день достигает шести десятков. За последний год их мероприятия посетили около двух миллиардов человек, в том числе и россияне. В ряду самых посещаемых – Лейпцигская ярмарка ГмбХ – одна из старейших в мире
Фактически ее история началась в 1497 г., когда кайзер Максимилиан I предоставил Лейпцигу привилегию имперской ярмарки.
«Лейпцигская ярмарка – единственная, которая может позволить себе содержать целый город» – говаривали в старину, когда город буквально захлестнула ярмарочная «эпидемия». И до сих пор, вот уже почти 510 лет, ярмарка определяет ритм жизни города.
В свое время она стала местом встречи и контактов между Восточной и Западной Германией. После объединения в 1990 г. большие Лейпцигские универсальные ярмарки, которые проходили весной и осенью, были упразднены. Вместо них в программу экспомероприятий были включены новые специализированные выставки и мероприятия для широкой публики. Лейпцигская ярмарка вышла на новый виток своего развития, когда началось сооружение ультрасовременного выставочного комплекса с конгресс-центром. Строительство длилось около трех лет и стоило почти 650 млн евро. С 1996 г. и по сей день комплекс считается одним из самых красивых в Европе, а павильон-вестибюль со стеклянным куполом площадью 20 тыс. кв. м, спроектированный английским архитектором Яном Ритчи, стал его визитной карточкой. В скором времени у многих российских футбольных болельщиков появится возможность убедиться в вышеперечисленных достоинствах этого сооружения. Ведь именно в Лейпциге состоится жеребьевка команд, которые будут бороться за титул чемпиона мира 2006 г.
«С мая 2004 г. положение Лейпцига заметно улучшилось, – говорит Вольфганг Марцин, генеральный директор Лейпцигской ярмарки. – К Евросоюзу присоединились новые страны, вследствие чего сместился его географический центр. И чем активнее Евросоюз будет расширяться на Восток, тем ближе к нам будет его центр. Кроме того, безусловный плюс для Лейпцигской ярмарки – устранение торговых барьеров и проблем, связанных с получением виз. Это положительным образом отражается на динамике развития ярмарки».
Вольфганг Марцин убежден, что Лейпцигу была заранее отведена роль центра внутри нового экономического пространства Евросоюза. Он видит цель своей деятельности до 2014 г. в позиционировании Лейпцига в качестве ведущей выставочной площадки европейского региона Центральная Германия – Польша – Чехия. Развитие сотрудничества с зарубежными партнерами должно привести в ближайшие десять лет к росту оборота выставки на 40% за счет иностранных клиентов. И конечно, ярмарка – хороший донор для экономики. Ее КПД оценивается в 350 млн евро.
«Ярмарка в Лейпциге – идеальная площадка, – утверждает Вольфганг Марцин. – Здесь пять павильонов по 25 тыс. кв. м каждый, а паркинг способен вместить 6 тыс. автомобилей. Если возникнет необходимость, мы готовы расширить эту территорию и удвоить площадь павильонов. Однако пока мы работаем над увеличением загрузки имеющихся площадей. Отмечу, что последние два года Германия переживала спад в ярмарочной деятельности. Он выразился в снижении числа участников и посетителей, но на региональных мероприятиях это практически не отразилось. Сегодня мы руководим ярмарками, в которых участвуют около 10 тыс. экспонентов».
10,357 тыс. экспонентов и 1,05 млн посетителей приняли участие в прошлом году в 39-ти выставках Лейпцигской ярмарки. Торговый оборот по сравнению с показателями 2003 г. увеличился на 3,2 млн евро и достиг 62,7 млн. Для компании это лучший результат с 2000 г.
Основные тематические приоритеты Лейпцигской ярмарки – строительство, книгопечатание, автомобилестроение, электронные развлечения, экология и энергетика, медицина, мода и многое другое. Все мероприятия Лейпцигской ярмарки ориентированы на общеевропейские тенденции развития тех или иных отраслей. Оборот ярмарки, благодаря иностранному участию и организации выставок за рубежом, в ближайшие годы, по прогнозам руководства, должен возрасти на 40%. В настоящее время он составляет 11% от общего оборота.
Чем же определяется развитие ярмарки? Немецкий экспобизнес в этом схож с российским. Организация и работа выставок напрямую зависит, с одной стороны, от потребностей посетителей, с другой – от потребностей экспонентов. Так, проекты, во многом ориентированные на потребительский спрос, проходят гораздо чаще, чем выставки, в основе которых – технологический прогресс. К примеру, выставка достижений моды проходит два раза в год, тогда как экспозиция печатных машин один раз в четыре года. На этом сходство заканчивается. Дело в том, что в определении сроков проведения выставок приоритетную роль играет так называемый вспомогательный совет, существующий в подразделениях ярмарки. В его состав входят представители целевых групп посетителей и экспонентов, в том числе и от России.
Руководство Лейпцигской ярмарки старается делать выставки удобными во всех отношениях. Причем ярмарка имеет настолько высокий статус, что может контролировать цены в отелях города, чтобы они не взлетали в три-четыре раза во время проведения выставок, как это часто происходит в других городах Германии, например во Франкфурте.
Как уже говорилось выше, Лейпцигская ярмарка ежегодно проводит от 30 до 40 выставочных мероприятий. Однако Россия не такой уж частый гость в Лейпциге, как, наверное, хотелось бы и нашей, и немецкой стороне. Но и у нас есть свои безусловные приоритеты. В частности, на строительной выставке baufach 2006, которая пройдет с 1 по 4 февраля 2006 г. на площади 28,5 тыс. кв. м (брутто), вновь ожидается присутствие коллективных экспонентов из России. Замечу, что параллельно с выставкой запланировано проведение 3-й немецко-российской конференции по санации жилых домов, где будут участвовать более 500 представителей строительных предприятий и департаментов коммунального хозяйства, а также производители стройматериалов из обеих стран.
Особый интерес, и это вполне оправдано, учитывая нашу историю архитектуры, российские экспоненты проявляют и к denkmal (площадь – 21 тыс. кв. м брутто). Российские фирмы уже заявили о своем участии в этой выставке, посвященной вопросам охраны памятников и обновлению городов, которая пройдет в конце октября 2006 г. под эгидой ЮНЕСКО.
Было бы странным, если бы самая читающая в мире страна не принимала участия в ежегодной книжной ярмарке (площадь – 44 тыс. кв. м брутто). Здесь Россия организует коллективный стенд площадью 250 кв. м. В этом году Россия будет впервые представлена на выставке комплектующих, запасных частей, модулей и технологий Z, правда, пока только одной компанией – петербургской фирмой ОРМА.
Однако если говорить о проектах, которые представляют собой особый предмет гордости самого руководства Лейпцигской ярмарки, то в первую очередь стоит упомянуть автомобильную выставку, занимающую площадь 121,7 тыс. кв. м.
«Здесь представлены все типы автомобилей, – рассказывает Вольфганг Марцин. – И хотя выставка относительно молодая, ей не больше десяти лет, она смогла занять прочные позиции на экспозиционном рынке. Ежегодно в ней участвуют более 400 экспонентов и почти 270 тыс. посетителей из 50-ти стран. Кстати, первый автомобиль, произведенный в Китае, который в скором времени будет экспортироваться на Запад, а затем и в Россию, впервые был представлен именно в Лейпциге».
Сегодня Саксония, столицей которой и является Лейпциг, позиционирует себя- как страна автомобилестроения. На ее небольшой по площади территории работают три крупных бренда – Volkswagen, Porsche и с недавних пор BMW. Обойдя 250 конкурентов со всей Европы, Лейпциг выиграл тендер на строительство нового завода по производству машин этой марки.
«Мы хотим продемонстрировать возвращение Саксонии к машиностроению, – заявил Томас Юрк, министр экономики и труда Саксонии, во время своего официального визита в Россию. – В нашей стране более 33 тыс. людей работают сегодня именно в этой области. За последние годы отмечен значительный рост отрасли. Экспортная доля составляет примерно 42%. Наша цель – выводить новые современные машины мировые рынки. В целом мы стараемся создать привлекательный для иностранных инвесторов политический и экономический климат. И они уже открывают у нас свои предприятия. Россия, к сожалению, пока в этом списке отсутствует. Однако, думаю, что эта ситуация скоро изменится».
Томас Юрк посетил саксонские экспозиции на выставке «MASHEX/Машиностроение–2002» в «Сокольниках». По его словам, он оптимистично смотрит на контакты с Россией в целом и в области машиностроения в частности. И в этом процессе политического и экономического взаимодействия Лейпцигская ярмарка должна сыграть не последнюю роль.
Лейпцигская ярмарка входит в десятку ведущих выставочных центров Германии. Здесь ежегодно проводится от 35 до 40 выставок, почти 120 международных конгрессов и корпоративных бизнес-мероприятий. Ежегодно в выставках участвуют более 10 тыс. экспонентов и 1,6 млн посетителей
Статистика Лейпцигской ярмарки:
Общая площадь – 272,3 тыс. кв. м
Оборот в 2004 г. – 62,8 млн евро
Выставки в 2004 г. – 39
Конгрессы в 2004 г. – 119
Посетители в 2004 г.– 1,62 млн