Периодическая печать на выставках конца XIX – начала XX века: от любви до издевательств – один шаг
Прежде чем говорить о роли периодической печати в жизни русских торгово-промышленных выставок, следует уточнить, что собой в то время представляли служители пера.
Общественно-политическую газету делали четыре группы сотрудников, не считая хозяев – издателей.
Главный редактор отвечал за все – именно он подписывал в печать каждый номер, без чего типография не приступала к работе. В случае, когда редактор не мог поставить подпись (заболевал или подвергался аресту) – газета не выходила.
Вторая группа – авторы: писатели, литераторы, философы, университетские профессора, общественные деятели и иные матерые публицисты. Будучи людьми независимыми и финансово самодостаточными, они не «работали», а «привлекались к сотрудничеству». Авторы определяли лицо издания и числились его главным богатством.
Что касается господ журналистов, то они также считали или мнили себя литераторами. В отличие от авторов, состояли в штате, писали статьи, обзоры, репортажи и исследования, причем не только по зову сердца, но и долгу службы.
Репортеры, низшее газетное сословие, называли себя трудовыми пчелами, обслуживающими трутней?– журналистов. Главная их задача – сбор информации, для чего требовалось выезжать на места
происшествий, митинги и выставки, брать многочисленные интервью, выведывать сведения у дворников, полицейских чинов и свидетелей, посещать собрания политических партий, благотворительные балы и иные мероприятия.
Промежуточно-переходное состояние между журналистом и репортером – корреспондент.
Брать деньги за колбасы с журналистов – святотатство!
Журналист на выставке – что он делал и как работал?
Самый яркий и неповторимый ответ на эти вопросы дает описание Одесской сельскохозяйственной и фабрично-заводской выставки 1884 года.
Журналисты, будучи людьми значительными и ответственными, сами себя тогда делили на две группы. К первой относились джентльмены. Рекламируя экспонента, они довольствовались устной благодарностью и присылкой на дом небольших презентов в виде сигар, табака и шоколада.
Во вторую группу входили остальные газетчики. «Грудью в борьбе» пробивали они себе место под солнцем. Благодарность за положительный отзыв требовали твердо и жестко, предпочтительно – натурой: «Пришлите на дом десять бутылок вина!» – говорили они. На что экспонент обычно бормотал: «Пожалуйста, не беспокойтесь!». Находились умельцы, выманивавшие взятки и за чужие статьи, выдавая их за свою протекцию.
В первые дни выставки у участников сложилось твердое убеждение, что получение тех или иных наград находится в прямой зависимости от газетных отзывов. Не понимая, однако, сколько стоят эти отзывы, они вознаграждали репортеров щедро и от души. Счет шел на ящики вина и десятки рублей наличными.
В последние недели положение прояснилось, гонорары упали в десятки раз и стали, по всеобщему мнению, «донельзя конфузными».
Особые отношения с прессой сложились у итальянского колбасника Мариани, прославившегося фразой «Брать деньги за колбасы с журналистов – явное святотатство!». В первый день работы всех служителей пера он угощал бесплатно. Затем устроил нечто вроде столовой, где за ничтожную цену можно было отведать колбас и сосисок.
Щедрыми подношениями итальянец привлек на свою сторону репортеров. Ни в одной из одесских газет рассказ о выставке не обошелся без прочувствованных слов о «безподобных сосисках Мариани». Слово «редакция» производило на него просто магическое впечатление, и если кто-нибудь из репортеров изъявлял желание уплатить за съеденные продукты, то он, возвращая деньги, всем видом своим показывал, что чрезвычайно обижен.
Мариани угощал не только редакторов и репортеров, но и простых наборщиков. Одесситы шутили, что ему осталось лишь разослать пригласительные билеты на бесплатное угощение для разносчиков газет и редакционных сторожей.
Рядом с Мариани находился стенд «Славянской типографии», печатавшей визитные карточки. Большая часть заказов поступала от тех же репортеров, причем платили они… по своему усмотрению и потому заказывали чуть ли не ежедневно. Разумеется, в ущерб хозяину, не смевшему возразить. «Ведь это же грабеж!» – говорили ему. «Да, – вздыхал тот, – а что поделаешь? Не согласишься, так ведь ошельмуют во всеуслышание». Уважал…
Видим. Знаем. Мимо не пройдем.
Публикации о всероссийских и крупных провинциальных выставках в полной мере отражали их роль в русской жизни. Будучи событиями общенациональными, а во многих случаях – историческими, они находись в центре внимания всей общественно-политической, торговой и профессиональной прессы. Процесс подготовки, хроника проведения, итоги – не ускользало ничто.
Сведения о выставке обычно начинали печататься за три-четыре года до открытия. Сначала обсуждалась ее необходимость, затем, после Высочайшего соизволения на устройство, ход подготовки, в дни работы – хроника, постановления власти, тексты распорядительных документов (правила посещения, порядок проведения конкурсов и пр.)
Пресса всегда была главным союзником устроителей, и не за деньги, а по нравственному долгу. Информация о выставках доходила до самых дальних окраин Империи, вызывая новые потоки посетителей.
Что касается провинции, то там, по образному выражению современников, вся местная пресса жила своими выставками и молилась на них.
Летописью русской выставочной жизни может служить журнал «Нива» – каждая заметная выставка, столичная и провинциальная, отражалась на его страницах в виде подборки гравюр, позже – фотографий, сопровождаемых небольшим описанием. И продолжалось это без малого пятьдесят лет.
В большинстве случаев пресса к выставкам относилась благосклонно и даже восторженно. Шаг за шагом, внимательно и последовательно описывались павильоны, экспозиции, отдельные экспонаты и вся последовательность выставочных событий, начиная с торжественного открытия в присутствии Высочайших и Высокопреосвященных Особ, и заканчивая драками в трактире. В качестве примера можно привести полные удивления слова журналиста «Нивы», побывавшего на Международной строительно-художественной выставке 1908 года в С.-Петербурге: «Очень интересны на выставке пневматические инструменты, автоматически работающие сжатым воздухом, – писал он. – Рабочему требуется только прижать такой молот с зубилом к кромке железной полосы, пустить в него по трубке сжатый воздух, и зубило уже само по себе начинает прыгать, делая по нескольку сот ударов в минуту…».
Не оставались без внимания и детали выставочного быта: программы концертов, расписания лекций, распоряжения начальства, меню ресторанов, технические характеристики противопожарного водопровода и ватер-клозетов.
Особый жанр – репортажи. Вот как описывает один день московской выставки «Газета А.Гатцука» в номере от 12 июня 1882 года: «Посетителей платных в этот день было 28,191 человек, а с бесплатными 32,975. При таком наплыве публики во многих отделах, особенно художественном, заметна была теснота, местами затруднялось не только осматривание предметов, но и движение. По Тверской [улице] и по шоссе, ведущим к выставке [на Ходынское поле] с самого утра тянулись в несколько рядов дрожки, кареты и коляски, но благодаря прежнему невниманию Конной железной дороги к потребностям публики и дороговизне извощиков, массы народа тянулись и пешком».
В том же номере: «В настоящее время продажа билетов на выставку вместо 5 часов [вечера] продолжается до 6 часов, а обзор ее – до 7 часов. Но от этого, как оказывается, публика мало выигрывает. После сигнального свистка [подаваемого за час до закрытия] выставленные предметы и витрины прикащики начинают закрывать, и явившемуся в 5 часов посетителю, кроме парусинных чехлов и занавесок, мало что приходится увидеть».
Впрочем, как и сегодня, далеко не все журналисты отличались щепетильностью. Показать себя, извернуться и ударить – так, для острастки, чтоб уважали – что может быть приятней?
Вернемся в Одессу 1884 года. «Французская компания» проложила тогда специальную линию конно-железной дороги от Преображенской улицы до входа на выставку. Несмотря на огромную толпу, осаждавшую вагоны, свободные места имелись всегда. Цену на проезд установили самую минимальную – 5 копеек за 1,5 версты. Все, казалось бы, сделали прекрасно, на высшем уровне. Но нет, журналист и здесь нашел изъян: «Грязные столбы, тянувшиеся от Новой улицы до самого входа, неприятно действовали на публику с эстетической жилкой…».
Художественно-литературный журнал «Искры» в номере от 8 июня 1914 года так начинает описание Ремесленной выставки в Москве: «После долгих потуг и отсрочек, наконец, открылась в Москве на Ходынском поле всероссийская ремесленная и фабрично-заводская выставка. Все-таки выставка не совсем закончена и не приведена в порядок и поэтому не дает необходимой полноты впечатления».
Оценки увиденному порой были не просто нелицеприятны, но и явно оскорбительны. Главным символом киевской выставки
1913 года стала аллегорическая статуя Ангела с распростертыми крыльями и высоко поднятым венком в руке, символизирующая благое дело служения обществу. Журнал «Смехач» имел по этому поводу свое мнение: «Ангел при близком рассмотрении похож на девицу определенного поведения, к тому же просящую милостыню». Так ли это? Судите сами. Памятник перед вами.
Ударим автопробегом…
В некоторых отраслях экономики специализированная печать играла весьма заметную роль в формировании программ «своих» выставок. В первую очередь это касалось автомобильных смотров, ставших символом невиданного взлета технического прогресса начала XX века.
Первая выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта 1907 года в С.-Петербурге проходила при всемерной поддержке крупнейших автомобильных изданий Франции и России – газеты L’Auto и журнала «Автомобиль». По инициативе последнего состоялась гонка Москва – С.-Петербург.
Через три года в рамках Третьей автомобильной выставки 1910 года в С.-Петербурге прошел автопробег по маршруту С.-Петербург – Киев – Москва?– С.Петербург длиною в 2880 км. Один из трех «Руссо-Балтов» вел лично редактор «Автомобиля» А.П.Нагель. Практически одновременно проходили гонки на расстояние одной версты на приз того же неугомонного «Автомобиля».
В качестве полноправных экспонентов периодические издания практически никогда не выступали. Редакция журнала «Нива», выкупившая огромный стенд на Всероссийской выставке печатного дела
1895 года в С.-Петербурге, даже на этом, профильном для себя смотре выступала не как самое массовое и беспрецедентное по популярности издание России, а в роли типографии – основным действующим лицом экспозиции стало печатное производство со всеми положенными ему машинами и механизмами.
Отдельный павильон прессы – газеты «Известия» и журнала «Красная Нива» (с аэропланом на крыше) появился в 1923 году на Первой сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставке СССР. Что вполне закономерно: советские газеты, в сравнении с дореволюционными, выступали в совершенно новом качестве – не голоса общества, а коллективного организатора и пропагандиста.
Выставочная пресса
Выставки в XIX веке длились невероятно долго (на наш взгляд) – от трех до шести месяцев, и это время давало возможность создания периодических изданий, обслуживающих одну конкретную выставку. Происходило это не всегда, поскольку подобным делом занимались не устроители – Выставочные Комитеты, а общественные организации, в частности – технические общества.
Первые выставочные издания – газеты «Российская мануфактурная выставка» и «Листок Всероссийской мануфактурной выставки» появились в С.-Петербурге в 1870 году.
В Москве в 1882 году издавались еженедельный журнал «Колокольчик» и ежедневная газета «Всероссийская выставка». В первые недели газета была небольшого формата и посвящалась, в основном, самой выставке – печатала хронику, обзоры и официальные сообщения. Целые полосы занимали немалые по объему документы, такие как «Положение об экспертах и наградах по Всероссийской промышленно-художественной выставке
1882 г. в Москве». Публиковались и другие материалы – невыставочные, но крайне необходимые купцам и промышленникам, как, например, котировки ценных бумаг на московской бирже.
Впоследствии, с середины лета, формат газеты увеличился почти что вдвое. Материалов не хватало, и редакция начала в больших объемах перепечатывать хронику из других изданий и сообщения телеграфных агентств о текущих событиях в столицах, провинции и за границей. Некоторые полосы уже
ничем не отличались от «Московских Ведомостей», «Современных Известий», «Правительственного Вестника» и иных газет того времени.
Проблему нехватки материалов решали и более радикальным способом. На Морской выставке в Москве в 1908 году издавалась ежедневная газета «Вестник Морской выставки». Всего появилось 54 номера, при этом все номера с 29-го по 54-й содержали абсолютно одинаковые тексты.
Последним подобным изданием можно считать «Информационный бюллетень Иностранного Отдела Первой Сельско-Хозяйственной и Кустарно-Промышленной Выставки СССР», выходивший в сентябре 1923 года.
Таковы были отношения прессы и выставок, одним словом, – разные. Как и сегодня.
В статье упомянуты выставки:
1. Всероссийская мануфактурная выставка 1870 года в С.-Петербурге.
2. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве.
3. Сельскохозяйственная и фабрично-заводская выставка 1884 года в Одессе.
4. Всероссийская выставка печатного дела в Санкт-Петербурге 1895 года.
5. Первая выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта 1907 года в С.-Петербурге.
6. Международная строительно-художественная выставка 1908 года в С.-Петербурге.
7. Морская выставка 1908 года в Москве.
8. Третья Международная автомобильная выставка 1910 года в С.-Петербурге.
9. Всероссийская фабрично-заводская, сельскохозяйственная, торгово-промышленная и научно-художественная выставка 1913 года в Киеве.
10. Всероссийская ремесленная и фабрично-заводская выставка 1914 года в Москве.
11. Первая сельско-хозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР 1923 года.