Русский художник Архип Иванович Куинджи – самобытная, оригинальная натура, о творчестве которого наиболее полно можно судить, побывав на выставке его работ. Художник и его картины являют собой образец изменчивости жизни и настроений, постоянных исканий и экспериментов. В историю русского искусства Куинджи вошел как новатор, наставник и учитель целого поколения молодых художников, общественный деятель. Он занимает особое в плеяде талантливых художников XI века.
Описание
Выставка произведений художника, организованная в известной галерее, демонстрирует наиболее известные законченные работы автора. Неохваченными оставались бесчисленные эскизы и интереснейшие этюды. Но именно в набросках видны творческие искания и эксперименты. Биография Куинджи читается в этих этюдах и эскизах. Художнику удалось пройти путь от скромного подражателя к свободной в творческом плане личности с неподражаемым уникальным мастерством.
Впервые выставка этюдов и эскизов Архипа Ивановича была организована посмертно в 1913 году в Северной столице. На следующий год работы демонстрировались в Москве. Устроителями стали участники Общества Куинджи.
Наглядное знакомство с творчеством художника дарит уникальную возможность непосредственно ощутить невероятный эффект Куинджи.
Эффект Куинджи
На протяжении всей жизни Куинджи пребывал в творческом поиске. Он занимался изучением законов физики, интересовался оптическими эффектами, увлекался астрономией. Все полученные знания Архип Иванович стремился применить в произведениях искусства. Он считал, что в набросках требуется достигать точного совпадения с окружающей природой. Необходимо соблюдать законы отражения, следить за световыми эффектами. В лучших своих работах художник открыл особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом отражении действительности. Подобного эффекта Куинджи достигал, применяя в своем творчестве новейшие открытия физики. Он анализировал картины с точки зрения науки, стремясь к передаче явлений природы посредством специальных методик.
Непризнанный художник Куинджи
Все творчество художника можно условно разделить на несколько ярко выраженных этапов:
- Самостоятельное обучение рисованию, развитие таланта.
- Сближение с передвижниками.
- Пик творчества.
- Период затворничества.
В ранний период он выступает как непризнанный гений. Это время представлено работами, навеянными творчеством Айвазовского. Куинджи предпринимает неудачные попытки поступить в Академию художеств, зарабатывает на жизнь ретушированием.
Упорное стремление к цели в 1868 году приводит Архипа Ивановича к званию свободного художника.
Куинджи передвижник
В 70-е годы XIX века происходит знаковое знакомство с передвижниками. В живописи Куинджи появляются новые цвета. В картине, привезенной из родных мест и написанной к выставке в Академии художеств, проглядываются индивидуальные черты, затененные участки. Архип Иванович переживает творческий подъем.
Затворничество на пике славы
В 1882 году начинается новый жизненный этап художника. Он отказывается от публичной жизни, продолжая творить в затворничестве. Плодами этого периода являются многочисленные эскизы, картины, создаваемые в духе, близком к импрессионизму. Через 10 лет затворничества Архип Куинджи устроил мини выставку нескольких картин для ближайших друзей и учеников. Вплоть до конца жизни полотна более не выставляются.
Фотографии
Фотографии произведений, представленных на выставке, не передают полностью удивительного художественного эффекта. Фотоальбом, включающий полотна Куинджи, предлагает ознакомиться с знаковыми картинами в хронологическом порядке.
Осенняя распутица (1870 — 1872)
Картина по завершению была представлена автором для соискания почетного наименования классного художника. Современными критиками отнесена к самобытным вещам. Художник изображает позднюю осень, сквозящую холодной сыростью. На разбитой дороге, изрезанной колеями, остановилась одинокая телега. Горизонт окутан влажной дымкой, неясно вырисовываются очертания жилья. Промокшие женщина и мальчик бредут от телеги с лошадью по вязкой грязи тропинки. Одинокое дерево со скрюченными ветвями темнеет вдали. Все дышит унынием и предчувствием близкой зимы.
На острове Валааме (1873)
Полотно создавалось под впечатлением от пребывания в летнюю пору на острове в Ладожском озере. Пейзаж наполнен приглушенными летними красками. Зеленые берега, поросшие травой, противопоставлены каменному речному мелководью. Сквозь гранит, уходящий вдаль острова, проросли два одиноких дерева. Березка и сосна клонят ветви в сторону воды. А на горизонте темнеет грозовое небо. Гроза надвигается из глубины картины, в таинственном колебании сумрачного света проступает тревожная светотень.
Академия художеств направила полотно на выставку в Вену. Это первая картина автора, купленная Третьяковым для своего собрания произведений искусств.
Украинская ночь (1876)
Знаменитое полотно внесено в каталог выставки в Москве. Современники автора застывали в восхищении перед шедевром. В памяти всплывают светлые пушкинские строки: «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо, …» Поэтичность живописца встает в один ряд с пушкинской. Романтизм художника обретает новое звучание. Его изображения становятся необычными, причудливыми, ни на что не похожими. На полотне в сине-черном бархате ночи золотом сияют деревенские дома. К украинским мазанкам ведет в волшебном свечении изумрудная дорожка. По прошествии лет краски потускнели, но картина не потеряла своей притягательности и своеобразия.
Березовая роща (1879)
Березовая роща ярким солнечным пятном возникает на полотне. Радость солнечного дня, блеск зелени, цветов, чистота и безбрежность неба – все это «Березовая роща» Куинджи. Зеленого много в пейзаже, но он разный, контрастирующий с белизной стволов берез. Можно сказать, что цвета картины ощущаются на физическом уровне.
Картина привлекла внимание публики и получила живой отклик. Среди хвалебных речей слышалась критика недоброжелателей. Один из передвижников, М. Клодт, особенно едко высказывался о творчестве Куинджи. Противоречия послужили толчком к выходу из общества.
Лунная ночь на Днепре (1880)
На выставке Архипа Куинджи этому знаменитому полотну отведено особое место. Поражает невероятное сочетание цветов. Пейзаж писался экспериментальными составами, включающими битум и неизвестные красочные пигменты. Под действием окружающей среды краски потеряли первоначальные оттенки, но таинственное свечение не исчезло. Приглушенный лунный свет ложится на хижины, одинокую мельницу и речные берега.
Очень много пейзажей
Все работы Куинджи выставка не может охватить. Но ознакомиться с большим количеством законченных пейзажей, этюдов, эскизных работ волне реально. Всего на выставке размещено около 200 картин.
Можно использовать платный аудиогид по выставке. Это современный способ получить полезную информацию доступным способом на русском и английском языках.
Для посетителей показываются картины разных лет.
Среди наиболее известных:
- Лунная ночь на Днепре.
- Эффект заката.
- Украинская ночь.
- Березовая роща.
Важно! Ознакомиться предварительно с фотографиями выставки и решить на какие полотна хотелось бы сделать акцент.
Составив предварительный план посещения, удастся создать более полное впечатление о творчестве Архипа Куинджи.