Эдвард Мунк — художник, который заворожил мир

Эдвард Мунк — один из самых известных представителей такого направления в живописи как экспрессионизм. Художник обладал сложной противоречивой натурой, чувствительно реагировал на изменения погоды. Самая известная его работа — картина «Крик», вызывающая противоречивые эмоции: восхищения и непонимания почему кричит человекоподобное существо. Экспрессионизм Эдварда Мунка отличается страстным, тревожным мироощущением, который мог появиться только на севере в Норвегии, родине художника. В этой статье вы сможете прочитать краткое описание биографии живописца.
эдвард мунк произведения

Биография Эдварда Мунка

Норвежский художник, оказавший влияние на развитие живописи в 19-20 вв., родился 12 декабря 1863г. в городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. Эдвард был не единственным ребенком в семье. Кроме него у пары уже была дочь Юханна София, позже у будущего художника появились младшие сестры — Игнер и Лаура, и брат Андреас.

Семья жила бедно, Кристиан работал военным врачом и жалованье получал маленькое. Детские годы Мунка прошли в переездах из-за работы отца и поиска дешевого жилья. Можно сказать, что предрасположенность к живописи перешла к Эдварду по наследству: дальним родственником был художник Якоб Мунк. В их роду были и другие талантливые личности: дедушка был известен как выдающийся проповедник, а дядя — историком.

В возрасте 5 лет в жизни Эдварда Мунка произошло очень трагичное событие, повлиявшее на всю дальнейшую жизнь. От туберкулеза скончалась мать художника и все заботы по хозяйству взяла на себя ее старшая сестра Карен. Кристиан и до этого был религиозным человеком, а после смерти жены он стал настоящим фанатиком.

Глава семейства в стремлении спасти души своих детей, стал рассказывать ужасающие истории про ад, про важность добродетели, чтобы попасть в рай. Но эти истории не приносили детям успокоение, а Эдварду стали постоянно сниться кошмары. Он стал расти замкнутым и нервным ребенком. Именно устрашающие рассказы отца легли в основу первых его набросков, в которых уже тогда был виден талант к живописи.

Но смерть не оставляла семью Кристиана. В 1877 г. от туберкулеза умерла старшая дочь, София.

Ее утрату Эдвард переживал очень тяжело. Именно София заменила ему мать и дарила любовь и заботу. Это событие стало причиной разочарования в вере: Мунк позднее вспоминал, как отец постоянно молился, но это не спасло его сестру. Переживания, боль утраты, отчаяние — все это живописец отразил в своих картинах «Больная девочка» и «Весна».

Вскоре после смерти Софии еще одна сестра, Лаура, стала вести себя странно. Ей диагностировали шизофрению. В 1879г. 16-летний Эдвард поступает в технический колледж, поскольку отец видел в сыне инженера. У него была склонность к точным наукам, которые давались ему легко. Но молодой человек в скором отчислился и решил посвятить себя живописи.

Кристиан увлечение сына не поддерживал, потому что он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на все отцовские запреты в 1881 г. Эдвард Мунк поступил в Королевскую школу рисования, находящуюся в Осло. Спустя два года имя художника впервые прозвучало в норвежском обществе. Его творческим дебютом стала работа «Этюд головы». С этого творения и началось становление Эдварда Мунка как художника-экспрессиониста.

Годы жизни

Во время учебы в Королевской школе живописи его другом и наставником стал художник-натуралист Кристиан Крог. Благодаря ему начинающий норвежский художник попал в круг столичной богемы, в центре которого был скандальный писатель Ханс Егер. Мунк познакомился с ним спустя несколько лет, но они быстро нашли общий язык, и впоследствии Егер оказал влияние на творчество Эдварда.

В 1884г. Мунк при поддержке своего дальнего родственника получает стипендию и отправляется во Францию, где посещает Парижский салон. В 1885г. у молодого художника завязался роман с Милли Таулов, и эти отношения были очень болезненными, нервными. Милли любила кокетничать и не считала это увлечение серьезным, а для молодого неопытного Мунка все было всерьез. А учитывая то обстоятельство, что она была замужней дамой, а Эдвард был религиозным человеком.

Мунк не написал ни одного портрета Милли, а его биограф Атле Нэсс считает, что эта женщина не оставила никакого следа в его творчестве. Но некоторые поклонники его творчества полагают, что ее образ можно увидеть в картинах «Голос» и «Лунный свет». В 1886г. его картина «Больная девочка» стала причиной скандала. Даже самые доброжелательные критики посчитали, что Эдвард не слишком ответственно отнесся к ее написанию.

Последующие картины были написаны в более консервативном стиле. Видимо, сказалось влияние критиков. В 1889г. он снова подал заявку на соискание стипендии, а летом художник едет на съемную дачу в Осгорстранне, впоследствии им будет куплен здесь дом. Осенью Мунк отправляется в Париж, где во время Всемирной выставки он берет уроки у Леона Бонна. Бонна высоко оценивал способности начинающего художника.

В декабре 1889 г. приходит известие о смерти отца Эдварда от инсульта. Несмотря на прохладные отношения между ними, Мунк тяжело переживает его утрату. Он остался без семьи, впадает в депрессию, рвет все связи с друзьями и еще больше пьет. В этот тяжелый для него период происходит переосмысление его творчества. Норвежский живописец принимает решение, что героями его картин станут реальные люди. Тогда он пишет одно из самых известных полотен—«Ночь в Сен-Клу».

В 1890г. Мунк возвращается в родную Христианию, где проходит выставка его работ, которую получила благоприятные отзывы критиков. В этот период происходит завершение формирования его художественного стиля — экспрессионизма.  В начале 1890-х гг. у живописца окончательно оформляется идея «фриза» — серии полотен на «вечные» темы любви, смерти и жизни.

Эдвард Мунк никогда не был женат и избегал серьезных отношений. Он вообще избегал женщин, несмотря на то, что пользовался у них популярностью. Кроме Милли Таулов, известно еще о двух романах. Дагни Юль, невеста его друга Станислава Пшибышевского. Она стала музой художника, но об их романтических отношениях ничего достоверно неизвестно.

Болезненный роман, сказавшийся впоследствии на душевном здоровье Мунка, был с богатой норвежкой Туллой Ларсен. В начале их отношения были теплыми и уважительными, но навязчивость Туллы быстро утомила художника. Ларсен пыталась покончить с собой, поэтому Мунк боялся разорвать с ней отношения. В результате одной крупной ссоры его поместили в больницу и на этом роман был закончен.

Эти отношения стали причиной появления у Мунга психической болезни. Художник стал вспыльчивым, беспричинно агрессивным. В 1908г. он был помещен в клинику для душевнобольных в Копенгагене, из который вышел спустя полгода. В 1916 г. Эдвард Мунк покупает виллу и занимается сельским хозяйством. В 1918г. он заболевает «испанкой», но успешно выздоравливает.

В 1930г. из-за кровоизлияния в глаз художник больше не может рисовать полотна, но создает эскизы.

В 1940г. Норвегию оккупировала Германия и последние годы жизни Эдвард Мунк боялся, что нацисты конфискуют его полотна.

Великий художник, оказавший влияние на развитие живописи, скончался в 1944г.

Становление Эдварда Мунка как художника

Его путь как живописца начался с презентации «Больной девочки». Несмотря на то, что критики считали полотно бездарным, выполненным небрежно, сам Мунк считал ее своим прорывом. После прохладной встречи обществом его творения, Эдвард перестал быть искренним в своих работах.

Была еще одна попытка увековечить память о своей сестре в полотне «Весна». Но выполнена она была больше в стиле импрессионизма. В 1889 г. происходит переосмысление творчества и Мунк создает одно из своих самых известных полотен — «Ночь в Сен-Клу», посвященную его отцу. Искусствоведы видят в картине как самого художника, так и его отца.

выставка эдвард мунк

Вернувшись к себе на родину, норвежский живописец задумал создать «фризу» — серию картин о жизни, любви и смерти.

Он хотел показать становление человека: от рождения до его кончины. В этот цикл входят самые известные полотна Мунка:

  • «Мадонна»;
  • «Крик»;
  • «Танец жизни»;
  • «Пепел»;
  • «Меланхолия».

эдвард мунк картины

Всего цикл состоит из 22 картин, поделенных на четыре большие группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Полностью работа над «Фризой» была завершена в 1902 г. Эта работа передает жизненное восприятие Мунка, эти картины являются отражением его внутреннего мира. За время их создания у художника окончательно сформировался его собственный стиль, который будет известен как экспрессионизм.

Эдвард Мунк создал большое количество картин, вызывающих яркие, иногда противоречивые эмоции. Но самой известной его работой является «Крик», которая была представлена в 1893 г. на Берлинской выставке. Закат кроваво-рубинового цвета вызвал у художника чувство страха и отчаяния. Картина получилась настолько яркой, эмоциональной, поэтому она стала венцом его творческого пути.

Еще одни самые известные работы—«Созревание» и «Девушка и смерть», созданные в 1894 г. В картине «Созревание»изображена юная нагая девушка над которой нависла тень. В понимании Мунка любовь, женственность—это опасные силы, которые могут нанести вред человеку. В эскизе «Девушка и смерть» полная девушка обнимает скелет, олицетворяющий Смерть, как своего друга.

Женщины в творчестве Мунка выступали не как нежные вдохновляющие создания. Это были искусительницы, губящие мужчин. Такое восприятие прослеживается в ряде его работ: «Вампир», «Ревность», «Пепел».

Эдвард Мунк был экспериментатором и часто искал новые нестандартные приемы в живописи. Одной из странностей его характера было отношение к своим полотнам. Он воспринимал их как детей и даже мог наказать. Например, рассердившись он мог выставить их на улицу в дождь, сильный ветер. Поэтому большая часть его работ плохо сохранилась и им нужна реставрация.

Но некоторые специалисты и исследователи полагают, что таким образом Мунк хотел добиться интересных эффектов. Например, создать выцветшую матовую поверхность. Например, как в «Ножной ванне».

Художник постоянно искал новые решения, чтобы его работы получались еще более яркими.

Знакомство с картинами Мунка

В своих полотнах норвежский художник отражал все свои переживания и страхи. Поэтому его картины получались такими эмоциональными и не оставляли никого равнодушными.

эдвард мунк созревание

Образ женщин в его творчестве

Одной из центральных тем его творчества были взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Эдвард Мунк побаивался их, для него страсть была подобна демону, поглощающему человека.

Но несмотря на настороженное к ним отношение, они оказали большое влияние на творчество норвежского художника. Его ранние рисунки и наброски были посвящены образам матери, тети и его старшей сестре. Героиней одной из его картин стала младшая сестра, Ингер Мунк. В 1892 г. Эдвард закончил свою работу «Ингер в черном и фиолетовом».

Несмотря на то, что некоторые исследователи его творчества считают, что следов Милли Таулов там нет. Но это не совсем так: в картине «Танец жизни» (1899-1900) Мунк изобразил себя и Милли, вписав их в образ ревности.

Особое влияние на его творчество оказал роман с Туллой Ларсен. Эти отношения были эмоциональными, болезненными и стали причиной ухудшения психического состояния художника. В результате одного из многочисленных конфликтов, Эдвард Мунк лишился крайней фаланги среднего пальца, что не помешало ему создавать свои шедевры.  На полотне «Голова к голове» (1905) художник изобразил самого себя и Туллу.

К идее картины «Девушка на мосту» Эдвард Мунк возвращался несколько раз. Этому сюжету посвящено 12 его работ. Первая его работа из этой серии была написана в начале 20 века. Теперь она хранится в Национальном музее Осло. На картине изображен городок Осгордстранд. Именно там состоялось его знакомство с будущей подругой Ингсе Вибе.

Эдварда Мунка привлекали неординарные, творческие личности. Одной из известных его возлюбленных была скрипачка Эва Мудоччи. Она изображена на литографии «Брошь» (1903), которая связана с одной из известных работ художника — «Мадонной». Мудоччи посвящены еще две работы — «Концерт для скрипки» и «Саломея».

Но несмотря на все его романы и увлечения, Эдвард относился к женскому полу с опаской, что прослеживается в некоторых его работах. Например, в картине «Вампир» (1893 г.) рыжие волосы вампирши опутывают тело мужчины, словно увлекая его в пучину тьмы. На картине «Прах» (1894 г.) волосы женщины тянутся, словно, щупальца к печальному угнетенному мужчине. Эдвард Мунк объяснил сюжет так, что это тоска и отчаяние, которые могут поглотить человека без остатка.

Двойственность своего отношения к женщине норвежский художник изобразил в ряде работ. Но несмотря на название, картина «Поцелуй» (1898г.) производит тяжелое впечатление. И если для многих художников женщины были нежными, утонченными и чувственными, то Эдвард Мунк воспринимал их как опасных, коварных, но, все-таки, желанных созданий.

«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти»

Это одна из самых известных работа норвежского художника. Первые наброски были сделаны еще в начале 1890-х гг., но в том виде, какой цикл стал известен общественности, был продемонстрирован в 1903 г. в галерее Берлинского сецессиона. Картины разделены на 4 раздела, но их точный перечень не сохранился.

  • The Scream (1893) by Edvard Munch adult coloring page

Поэтому его приходится восстанавливать благодаря фотографиям и воспоминаниям очевидцев. Также известно, что Эдвард Мунк продолжал работать над «Фризом»: над других выставках полотна меняли местами или вовсе заменялись.

Серия «Рождение любви»:

  • «Голос»;
  • «Красное и белое»;
  • «Глаза в глаза»;
  • «Танец на берегу»;
  • «Поцелуй»;
  • «Мадонна».

Серия «Расцвет и закат любви»:

  • «Пепел»;
  • «Вампир»;
  • «Танец жизни»;
  • «Ревность»;
  • «Сфинкс» («Три возраста женщины»;
  • «Меланхолия».

Серия «Страх жизни»:

  • «Тревога»;
  • «Вечер на улице Карла Юхана»;
  • «Красный плющ»;
  • «Голгофа»;
  • «Крик».

Серия «Смерть»:

  • «У смертного ложа»;
  • «Смерть в комнате больного»;
  • «Катафалк на потсдамской площади» (позднее — исключен из цикла);
  • «Обмен веществ»;
  • «Девочка у постели умершей матери».

Этот цикл картин получил признание от критиков. Хотя, большая часть работ Мунка воспринималась негативно и его творчество считали странным.

«Фриз» — это отражение внутреннего мира художника, который не стал отказываться от своей эмоциональной манеры письма, позднее прославившей его.

«Мадонна»

Первоначальное название этой картины — «Любящая женщина». В 1893 г. моделью была Дагни Юль, жена друга Мунка, которая была и его музой. Художник задумывал изобразить главные жизненные циклы женщины: первая — поза Мадонны, а вторая была отражена в литографии 1895г. — это фигурка эмбриона.

Эдвард Мунк считал, что единственная функция женщины — рождение ребенка.

Единственное, что объединяет этот образ с классической Мадонной — нимб над головой. Как и в остальных его картинах, художник не использовал прямых линий. Всего было создано 5 вариантов, ныне хранящихся в музее Мунка.

«Меланхолия»

Эта работа была написана в 1891 г. На ней изображен печальный юноша, сидящий на морском берегу. Герой картины был списан с друга Мунка, Яппе Нильсена. В период создания «Меланхолии», он тяжело переживал роман с Одой Крог, которая была замужем за влиятельным художником.

Одним из похваливших картину был муж Крог, знавший о щекотливой ситуации. Другие критики были не так доброжелательны. Они называли полотна Мунка незавершенными. «Меланхолия», как и большая часть картин художника, перекликается с его работами, входящих в цикл «Фриз жизни».

«Крик»

Обычно у художников сложно выделить какую-то одну значимую яркую работу. Но Эдвард Мунк отличился и здесь: его полотно «Крик» знают даже люди далекие от живописи. Как и многие шедевры, создавался на протяжении нескольких лет. Первая версия полотна была написана в 1893 г., а последняя — в 1910-м.

эдвард мунк

Это полотно получилось настолько эмоциональным и ярким, что никого не оставило равнодушным. Искусствоведы до сих пор не сошлись в единой трактовке этого произведения искусства. Одни полагают, что художник хотел передать реакцию человека на крик природы (кстати, это было первоначальное название картины).

Другие придерживаются мнения, что Мунк, как и многие гении, обладал неким даром предвидения. И в своих работах предсказывал катастрофы и ужасы, ожидающие человечество. Сам художник написал о том, что его вдохновило на создание «Крика» в своем дневнике: это кроваво-алый закат, смотря на который, его охватило чувство тревоги и ужаса.

Тема страха проглядывается на всем творческом пути Мунка. И «Крик» как раз стал апофеозом выражения его эмоций. Пейзаж приближен к реалистичному, но именно центральный персонаж передает всю суть творения. Известно, что Эдвард Мунк создал 40 вариантов картины. И в этом нет ничего удивительного, ведь он был новатором и постоянно экспериментировал в своей работе. Четыре из них — живописные, остальные версии сделаны в графике.

Когда впервые «Крик» был показан на выставке в 1893 г., общественность отнеслась к картине крайне негативно. Пришлось даже пригласить полицию, чтобы уберечь полотно от уничтожения посетителями. Позднее этот шедевр стал олицетворением всего экспрессионизма и одной из самых значимых работ, повлиявших на развитие живописи в 20-м веке.

Но несмотря на его огромное культурное значение, «Крик» ожидала печальная судьба, как и многие другие великие творения. Его стали постоянно цитировать, делать карикатуры, постепенно обесценивая значение полотна. Самая известная аллюзия на эту картину — маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Но такое частое упоминание полотна лишь подтверждает его влияние на мировую культуру.

«Крик» — картина о самоубийстве

Некоторые исследователи разглядели в данном полотне более глубокий смысл. Ученик Эдварда Мунка Сью Прадо говорил, что работа над этим произведением велась в очень непростой для художника период. Он переживал неудачный болезненный роман, из-за которого у него обострился страх появления психического расстройства.

эдвард мунк крик

Возможно, поэтому на картине изображен мост, который был популярным местом у самоубийц. Кроме того, он был недалеко от клиники для душевнобольных, в которой находилась сестра Мунка, и скотобойни. Данная теория лишь усиливает интерес к этому произведению: ведь до сих пор люди пытаются понять, что хотел передать своим «криком» известный норвежский художник.

Творческое наследие

Согласно завещаю Мунка все полотна, хранящиеся у него дома, должны были передать в дар городу. В 1963 г. был открыт музей, посвященный художнику. Его коллекция насчитывает несколько тысяч работ: полотна, гравюры, рукописи, наброски. До 2015 г. музей был официальным правообладателем, позднее все наследие норвежского художника было признано общественным достоянием.

Самая крупная экспозиция представлена в Национальной галерее в Осло. В нее входят и наиболее известные его шедевры («Крик», «Мадонна», «Больная девочка»). Рыбацкая хижина в Осгорстранне, в которой Мунк какое-то время жил и работал действует как дом-музей. Обстановку оставили нетронутой, поэтому посетители могут прочувствовать атмосферу в которой были написаны норвежского художника.

Полотна Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных картин.  Например, в 2006 г. его работа «Двое» была продана на аукционе за сумму, превышающую 1 млн. долларов. Данная гравюра получила статус самой дорогой гравюрой, проданной в Норвегии.

В 2013 г. была продана одна из версий «Крика» за сумму более 100 млн.долларов, тем самым возглавив список дорогих произведений искусства.

Портрет Мунка изображен на норвежской купюре, номиналом в 1 000 крон. В честь его 150-летия была выпущена серия марок. Его творчество оказало большое влияние на развитие экспрессионизма.

Похищения картин

Шедевры Эдварда Мунка неоднократно похищали. В 1994 из Национальной галереи в Осло был похищен «Крик», но его смогли вернуть. Как оказалось, один из злоумышленников был уже судим за похищение полотна «Вампир». Ее также нашли и вернули в экспозицию галереи.

22 августа 2004 г. из Музея Мунка были украдены «Мадонна» и один из вариантов «Крика». Картины были найдены, но специалисты обнаружили на них ряд повреждений: царапины, следы от влаги, в каких-то местах холсты были надорваны. Пятно в углу «Крика»остается заметным, и реставраторы не стали проводить с ним никаких действий. Это связано с ожиданием разработки более эффективных методов восстановления полотен.

Интересные факты о художнике

Эдвард Мунк не любил писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти. Ему не нравились цветы из-за процесса их увядания, в поступках друзей пытался разглядеть происки врагов. Подозрительный, нервный, но при этом обладающий не только талантом художника, но и был великолепным рассказчиком. Поэтому его всегда с радостью принимали в богемном обществе.

Несмотря на свою привлекательную скандинавскую внешность, художник всегда добавлял на автопортретах возраст. Это лишние морщины, жесткий взгляд, никогда не улыбался. Женщины были очарованы его импозантностью, которая сочеталась со скромностью. И все это создавало образ загадочного красивого мужчины. Сам же живописец не искал женского общества. А иногда и вовсе сбегал от них в прямом смысле этого слова.

Критики не были благосклонны к Эдварду Мунку.

Но это не повлияло на его успех: свои первые он картины смог продать в 18 лет. А в 26 стал первым норвежским живописцем, у которого была организована персональная выставка в Осло. Позже он научился относиться к критике с юмором и иронией.

Как настоящий скандинав, Мунк обожал море. И считал, что оно должно быть видно отовсюду. Но несмотря на это, купив виллу, обнес ее забором, высота которого составляла 4 метра.

Кроме моря, Эдвард восхищался луной и в своих работах часто изображал ночное время суток.

Но кроме пристрастия к живописи, у него была еще одна страсть, пагубно сказывавшаяся на его психическом и физическом состоянии — алкоголь. Свою слабость он изобразил на нескольких автопортретах. Эдвард Мунк пытался побороть зависимость, и это была одна из причин, почему он оказался в психиатрической лечебнице. После госпитализации, художник долгое время вел трезвый образ жизни и смог обрести некоторое подобие душевной гармонии.

эдвард мунк биография

Несмотря на успех и признание общественности, Эдвард Мунк не чувствовал себя счастливым. Тяжелое детство, нападки критиков, неудачные романы — все это наложило отпечаток на душевное состояние художника. Но лечение в психиатрической клинике пошло ему на пользу: его работы стали более сдержанными, а сам художник стал ощущать внутреннее спокойствие.

Эдвард Мунк стал одним из выдающихся художником своего времени. Несмотря на запреты на живопись в юности, жесткую критику, противоречивый и сложный характер, его работы теперь известны во всем мире. Он смог создать стиль, абсолютно противоположный радостному южному солнечному импрессионизму. Такое было под силу только норвежскому художнику с тонким восприятием мира, многогранным внутренним миром каким был Эдвард Мунк.

Ссылка на основную публикацию