ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ: СЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

  • ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ: СЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, Общероссийский форум
  • Открытие: 2010-02-09 11:00:00, Закрытие: 2010-02-09 21:00:00
  • Россия, Москва

О мероприятии:

О форуме

9 февраля 2010 года в Москве состоялся Общероссийский форум «Инфраструктурные проекты России: сложные условия – новые возможности», в рамках которого обсуждались вопросы реализации проектов по развитию инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.

К участникам и гостям мероприятия с приветственным словом обратился Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Николай Винниченко.

Также, с приветственном словом к делегатам Форума обратился мэр Москвы Юрий Лужков, в котором отмечалось, что осуществление крупных инфраструктурных проектов способствует повышению конкурентоспособности отечественной экономики и уровня жизни населения.

Тема государственно-частного партнерства (ГЧП) стала предметом выступлений и дискуссий в ходе пленарного заседания «Россия после кризиса: новая концепция инфраструктурного развития».

Инфраструктурные проекты эффективны как инструмент преодоления последствий кризиса, а, значит, возрастает необходимость новых форм взаимодействия государства и бизнеса, считает заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам, модератор Пленарного заседания Александр Коган. Докладчик рассказал о решениях, которые готовятся Правительством РФ для развития инфраструктурных проектов. Так, ожидается принятие постановления, предусматривающего предоставление строительному бизнесу кредитов и субсидирование ставок по ним, бесплатную передачу земельных участков под жилищное строительство, создание за счет бюджетных средств необходимой инженерной инфраструктуры. На эти цели предполагается выделить 253 млрд. рублей из средств Пенсионного фонда России. Также будут внесены поправки в закон «О концессиях» о гарантиях возврата инвестиций, введении долгосрочных тарифов и возможности комплексной аренды инфраструктурных объектов.

По словам директора Центра ГЧП Внешэкономбанка Александра Баженова, существенно тормозит реализацию инфраструктурных проектов в регионах консервативный подход к ГЧП, который не способствует привлечению частных инвестиций. В большинстве субъектов РФ требуется разработка законодательной базы для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства. Как подчеркнул Александр Баженов, одной из проблем является недостаток проектов, предлагаемых к финансированию. Причина в том, что ответственность за подготовку проекта лежит на органах региональной и муниципальной власти, но они зачастую не готовы к запуску крупномасштабных проектов ввиду как отсутствия необходимых знаний, так и обеспеченности финансовыми ресурсами. В целях поддержки инфраструктурного развития регионов Внешэкономбанк занимается в настоящий момент созданием сети региональных центров ГЧП.

Тем не менее, в некоторых субъектах РФ уже дан старт крупным инфраструктурным проектам с участием частного капитала. Так, заместитель полпреда Президента РФ в УрФО Александр Белецкий рассказал участникам Форума о подготовке к реализации мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» — одного из крупнейших инфраструктурных проектов России с объемом инвестиций 543,8 млрд. руб. Значительная часть этих средств будет привлечена из внебюджетных источников. Проект направлен на обеспечение отечественным сырьем предприятий Уральского федерального округа и повышение их конкурентоспособности. Его реализация позволит значительно улучшить транспортную инфраструктуру Урала и Западной Сибири, дать новый импульс развитию научно-технического потенциала и будет способствовать повышению уровня занятости населения: в общей сложности в рамках проекта планируется создать около 70 тысяч рабочих мест.

Руководитель подкомитета по ГЧП Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ Хафиз Салихов подчеркнул важность для модернизации экономики страны принятия закона о ГЧП, а также закона об инфраструктурных облигациях, с помощью которого можно решить проблемы финансирования капиталоемких проектов. По мнению Хафиза Салихова, инфраструктурные проекты, реализуемые на региональном и муниципальном уровне, могут сформировать массовый проектный рынок развития инфраструктуры в России.

Директор департамента инвестиционных проектов Министерства регионального развития РФ Денис Травин также обратил внимание участников Форума на возрастающую роль регионов в реализации инфраструктурных проектов. С 2010 года региональные инвестиционные проекты могут быть профинансированы за счет средств Инвестиционного фонда РФ, но проблема в нехватке денег. На 2010 год из Инвестфонда выделено всего 35,5 млрд. По мнению Дениса Травина, такое резкое сокращение финансирования инфраструктуры негативно сказывается на становлении ГЧП в стране: принятые государством обязательства не должны пересматриваться в одностороннем порядке, ущемляющем интересы частных инвесторов.

Президент Инфокоммуникационного Союза Александр Крупнов высказал мнение о том, что в 2010 году основным направлением развития телекоммуникационной инфраструктуры в России будет строительство операторами сетей 3G. В настоящее время строительство оптических сетей в нашей стране существенно отстает от мирового уровня, но возросший спрос на передачу больших объемов данных способствует постепенному решению этой проблемы. По словам Александра Крупнова, в целях более динамичного развития отечественной отрасли ИКТ желателен уход от жесткого государственного регулирования и создание благоприятного климата для привлечения международных инвестиций.

Также, в работе Форума приняли участие: заместитель председателя Комитета ГД РФ по охране здоровья Сергей Колесников, первый заместитель председателя Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Галина Изотова, заместитель председателя Комитета ГД РФ по строительству и земельным отношениям Игорь Руденский, член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель, Директор Департамента регулирования градостроительной деятельности Министерства регионального развития РФ Илья Пономарев, Директор Департамент транспортной политики и рыночной инфраструктуры Интеграционного Комитета ЕврАзЭС Сергей Трубаров, Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности Валерий Сергиенко, Председатель Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков, Председатель Комитета ТПП РФ по качеству продукции Геннадий Воронин, заместитель председателя правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах, генеральный директор DB International GmbH г-н Мартин Бай и другие.

В рамках Форума состоялись круглые столы «Инфраструктурные проекты в транспортной отрасли – приоритет экономического развития», «Строительный капитал России: инновации, инфраструктура, инвестиции», «Информационные технологии и телекоммуникации: инфраструктурные решения», «Государственно-частное партнерство в здравоохранении», «Государственно-частное партнерство – основа посткризисного развития регионов».

Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России: сложные условия – новые возможности» стал крупным и представительным региональным форумом: в его работе приняли участие руководители администраций 69 субъектов РФ.

В обсуждении вопросов государственно-частного партнерства и инфраструктурного развития приняли участие и представители федеральной власти: Минэкономразвития РФ, Министерства транспорта РФ, Министерство регионального развития РФ, МЧС РФ, Минприроды РФ, Минэнерго РФ, Минфина РФ. Организация тематических сессий Форума осуществлялась при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, Национального агентства малоэтажного строительства, Инфокоммуникационного союза и других некоммерческих организаций.

Информационную поддержку Форуму оказали ИА «Интерфакс», РГРК «Голос России», «Свободная пресса», «РЖД-Партнер», «VIP-Premier». В освещении мероприятий Форума приняли участие более 100 представителей федеральных и региональных СМИ.

Участники мероприятия выработали ряд предложений к органам федеральной власти, направленных на решение проблем инфраструктурного строительства в России через совершенствование механизмов ГЧП. В частности в итоговый документ вошли такие предложения о разработке Концепции развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации, согласованную с планами стратегического развития страны на период до 2020 года, разработке пакета законопроектов, направленных на установление эффективного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с частными инвесторами и бизнес-сообществом в рамках реализации проектов ГЧП и обеспечение выполнения обязательств участников проектов, внесении дополнений в проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» и т.д.

Резолюция Форума с рекомендациями по активизации инфраструктурного развития и практического применения механизмов ГЧП будут представлены в федеральные органы исполнительной и законодательной власти России с целью совершенствования государственной политики в данной сфере.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector