«Золотая пчела» как санитар леса

Выставка дизайн

В ЦДХ открылась 9-я Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела», организованная Академией графического дизайна и рядом дизайнерских школ, центров и объединений при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Выставкой «Золотой пчелы», где можно увидеть полторы тысячи прошедших конкурсный отбор работ дизайнеров из 50 стран мира, начинается фестиваль «Дни дизайна в Москве», который продлится до конца сентября. Рассказывает АННА ТОЛСТОВА.

Эмблемой «Золотой пчелы» могла бы стать зубная щетка с постера польско-канадского графика Альфреда Халасы, рекламирующая какую-то дизайнерскую школу. Собственно, профессиональный графический дизайн и есть средство гигиены, очищающее окружающую среду от застрявшего в глазах визуального мусора. На биеннале, главной номинацией которой по традиции является плакат, афиши с рекламой обычно преобладают над социально-политическими высказываниями, но самим своим видом они агитируют за визуальную экологию. Однако экологическая ситуация у нас оставляет желать лучшего.

Международной не номинально, а де-факто «Золотой пчеле» есть чем похвастаться. И широтой географического охвата: в этом году — от Колумбии до Сингапура и от Зимбабве до Афганистана. И жюри: оно всегда состоит сплошь из мэтров мирового графического дизайна. И звездными лауреатами, например австрийцем Стефаном Загмайстером, некогда получившим свой первый гран-при именно в Москве и сейчас вернувшимся на биеннале уже в качестве судьи. Но главное — это уровень конкурсантов, среди которых попадаются классики ранга немца Уве Леша или француза Алена Ле Кернека. На неизменно стильных биеннальских выставках (нынешнюю экспозицию делали Владимир Бондаренко и Борис Бернаскони) собраны лучшие из лучших, буквально в каждой работе — и остроумие, и оригинальность, и мастерство. И российская школа на общем фоне никогда не выглядит бледно, так что у иностранного зрителя может сложиться впечатление, что у нас на любом углу висят афиши Андрея Логвина, Владимира Чайки или Анны Наумовой. Вот только после очередной «золотопчелиной» выставки совершенно противопоказано спускаться в московское метро или идти в московский супермаркет — тамошние реклама и упаковки сразу популярно объяснят, что такое российский графический дизайн на практике. В общем, биеннале — это как бар с кислородными коктейлями посреди угорающего от дыма города.

Тем не менее «Золотая пчела» не собирается складывать крылышки. На сей раз она оказалась ударной силой фестиваля «Дни дизайна в Москве», который в сентябре займет собой все выставочное пространство столицы, от ГЦСИ до «Винзавода», и плакату в его программе отведена ведущая роль. Что же касается самой биеннале, то в этом году участников в полтора раза больше, чем в 2008-м, и они оккупировали весь второй этаж ЦДХ, оттеснив к краям параллельные проекты вроде выставки «Опять 25», посвященной 25-летию перестройки и перестроечному плакату, или персоналки харьковчанина Олега Векленко «Chernobyl in my heart». К основной плакатной номинации «Золотой пчелы» добавились еще три. Номинация «Графический дизайн и новые технологии» демонстрирует, как шрифтовики и плакатисты уходят от плоскости листа к многомерности экрана. «Графический дизайн и религия» — как новая визуальность приспосабливается к вечным ценностям, и хотя православные дизайнеры имеют здесь численное превосходство, качественное — явно на стороне мусульман (иранские графики) и буддистов (графики из Китая).

Ну а самая интересная номинация, «Графический дизайн и музыка», представляет весь спектр работы дизайнера в музыкальной индустрии — от обложек CD и DVD до концертных афиш. Это, если вспомнить Тулуз-Лотрека и компанию, классика жанра, и, возможно, поэтому здесь больше всего работ, кажущихся чистым искусством. Скажем, афиши профессора берлинского Университета искусств Фонса Хикмана, который с помощью простейших приемов (повернуть вертикально пейзажную панораму, превратив ее в подложку для программы концерта) добивается удивительных эффектов. Тут же выставлена целая обойма эстетских афиш московского культурного центра «Дом», которому и следовало бы отдать гран-при «Золотой пчелы» — за поддержку отечественного производителя.

То, что он так остро нуждается в поддержке, не скажешь по работам основной номинации «Плакат», где участники развешаны по национальным школам. Может быть, в целом Россия с Украиной и проигрывают лидерам — Германии, Швейцарии, Франции, Ирану, Южной Корее, Японии, Китаю и Тайваню, но ничуть не уступают остальным. Многие из наших дизайнеров давно говорят на интернациональном языке: без этикетки вряд ли можно догадаться, что афиши фестиваля саунд-арта для музея Kiasma в Хельсинки делала россиянка Вероника Азарян. Разница лишь в том, что представленные на выставке немецкие плакаты вы увидите повсюду на улицах немецких городов. У нас же для такой высокохудожественной продукции отведены лишь культурные резервации — тот же «Дом» или Красноярский музейный центр. Это вообще чуть ли не единственный музей России, в котором привыкли думать о том, как выглядят афиши, зазывающие в их храм муз.

Ссылка на основную публикацию