Ярмарка идеалистов

С 17 по 25 октября в Центральном Доме художника по плану пройдет 27-й Российский антикварный салон. Весной очередное издание этой единственной российской ярмарки антиквариата было под угрозой — продажи на внутреннем рынке искусством увяли, прибыли участников грозили не покрыть арендной платы, а расходы «Экспо-парка», компании-организатора, перевалили за критическую черту. Однако путем долгих переговоров и многочисленных встреч удалось достигнуть устраивающего всех консенсуса — и главную роль в этом процессе наверняка сыграл Василий Бычков, занимающий одновременно посты директора ЦДХ, президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров и главы компании «Экспо-парк». Так что 27-й Антикварный салон все же не станет чисто имиджевым проектом и принесет выгоду — хоть кому-то.

Если прибыльность осеннего салона под вопросом, его зрелищность — несомненна. На нем будут представлены новые сферы коллекционирования, например, археология и старинное оружие. В списке полутора сотен галерей, участвующих в ярмарке, появились новые названия. Например, только что родившийся на Спиридоновке Дом иконы или базирующаяся в Париже, доселе неведомая галерея «Аргос-антик», обещающая экспозицию русских художников парижской школы. О том, что арт-бизнес жив, говорит наличие среди экспонентов участников с многообещающими названиями вроде «Антик-инвест» или «Инвестиционная компания «Велес Капитал»», а также сопровождающие Антикварный салон семинары на тему инвестиций в искусство.

Как справедливо отмечают организаторы, закономерным следствием экономического кризиса стало перераспределение коллекций, и вещи, еще недавно казавшиеся недоступными и прочно осевшими в частных коллекциях, появляются на рынке.

На Антикварном салоне можно будет увидеть полотно «Играющие нимфы» Эмиля Луи Фубера, главное достоинство которого в том, что оно висело на вилле Джанни Версаче на озере Комо (интерьеры которой были распроданы Sotheby’s весной нынешнего года). Есть надежда, что в ЦДХ можно будет встретить и произведения, ценные не только местом своего предыдущего пребывания.

Например, зная все предыдущие проекты галереи «Элизиум», можно не сомневаться, что на их стенде, озаглавленном «Россия. 1910-1950. Первые имена», действительно окажутся работы крупнейших художников ХХ века. То же самое можно сказать и об «Альбион-галерее», которая традиционно располагается напротив, в центре VIP-квадрата ярмарки. Для салона эта галерея собирает произведения разных художников на определенную тему — в данном случае морскую, озаглавленную «Кто видел в море корабли…» (и забавляется изысканным дизайном стенда и невиданным в российской выставочной практике выпуском сувенирной продукции в виде футболок или шоколадок с репродукциями произведений искусства).

Наверняка достойной будет экспозиция галереи «На Ленивке» — тут покажут рисунки из семейного архива Мстислава Добужинского, одного из самых знаменитых мирискусников. Галерея «Русский авангард 10-30-х годов» предлагает тему, смахивающую на название научной конференции, — «Влияние Маяковского на русский постреволюционный авангард», и представляет лучшие образцы плакатов с рисунками и текстами Маяковского; здесь же можно будет увидеть полный комплект журнала левого искусства «ЛЕФ», который Владимир Маяковский делал вместе с Александром Родченко.

Специальный проект Антикварного салона посвящен японскому искусству, в частности, искусству, связанному с философией и образом жизни самураев. Японские мечи и доспехи, живописные свитки и ксилография, керамика, бронза и мебель, собранные из частных петербургских и московских коллекций, должны иллюстрировать самурайский взгляд на мир, согласно которому преданность высоким идеалам ценится дороже жизни. Неплохо бы всем участникам Антикварного салона придерживаться этой жизненной позиции.

ЦДХ, 17-25 октября

Ссылка на основную публикацию