Все то время, пока в Японии, в префектуре Аити, проходила Всемирная выставка «Экспо–2005», мы старались в меру наших возможностей информировать читателей ER о том, как развиваются события на одном из самых яркий и значимых мероприятий уходящего года в мире выставок. И вот в ноябре оргкомитет российской экспозиции подвел окончательные итоги нашего участия
11 ноября в ТПП РФ собрались те, кто организовывал и делал все, чтобы российская экспозиция в Японии состоялась. Напомним, что официальное закрытие выставки «Экспо–2005», проходившей в течение шести месяцев, состоялось 25 сентября. Основная ее задача заключалась в том, чтобы продемонстрировать образцы новой культуры и цивилизации, а также модель человеческого общества XXI века.
Для подведения итогов в Москву приехал Тайзо Ватанабэ, генеральный комиссар «Экспо–2005». На встрече с ним присутствовалиЕвгений Примаков, президент ТПП РФ, Владимир Страшко, вице-президент ТТП РФ и генеральный комиссар российской секции, Геннадий Алексеев, первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия), и другие члены оргкомитета по подготовке российской экспозиции.
За полгода в российском павильоне побывало более 5 млн человек. По мнению г-на Ватанабэ, такой успех во многом обеспечил юкагирский мамонт, которого можно было не только посмотреть, но даже потрогать руками. При этом желающим не приходилось стоять в очереди, в отличие от других национальных павильонов, куда пускали группами по 80–100 человек.
«Японская сторона попросила, чтобы одним из экспонатов, который бы привлекал посетителей, был юкагирский мамонт, – говорит Владимир Страшко. – Благодаря правительству Республики Саха (Якутия), при поддержке федерального правительства нам удалось осуществить эту задумку, и мамонт стал одним из основных экспонатов и даже символом выставки. Конечно, нам не хотелось, чтобы весь мир отожествлял современную Россию только с мамонтом. Мы приложили все силы, чтобы показать нашу страну во всей ее многогранности».
Российская экспозиция, в соответствии с темой выставки «Мудрость природы», продемонстрировала современные нанотехнологии, энергетические ноу-хау и методы предотвращения чрезвычайных ситуаций. В павильоне было пять разделов: «Природные богатства России», «Человек и космос», «Мозаика культур», «Человек и новые технологии», «Москва – мегаполис – столица России. Всего – 300 экспонатов, 180 фильмов и компьютерных презентаций, демонстрирующих настоящее и будущее нашей страны.
«Я очень хотел, чтобы Россия участвовала в «Экспо–2005» в Японии, – говорит Тайзо Ватанабэ. – Я помню, как во времена моего студенчества меня привлекала наука и природа этой страны. Мне хотелось, чтобы экспозиция на «Экспо–2005» сочетала все эти достояния России. И несмотря на то, что между нашими странами сегодня существуют неразрешенные вопросы, это не должно мешать стремлению наших народов больше узнать друг о друге. Думаю, эта цель была достигнута. Российский павильон пользовался большой популярностью».
Особую благодарность Евгений Примаков выразил Владимиру Страшко: отметив, что, несмотря на «неимоверные трудности, было сделано действительно все, чтобы российская экспозиция состоялась».
«Я один из тех, кому посчастливилось посетить «Экспо–2005», – говорит Евгений Примаков. – Выставка была действительно интересной. В целом наш первый блин не оказался комом. Однако в будущем нам предстоят и другие выставки, где наша страна должна быть достойно представлена, и не только за счет экзотики, но и за счет научных и технических достижений. Что же касается наших отношений с Японией, то, несмотря на определенные трудности, они развиваются. Думаю, сейчас главное – отложить спорные вопросы и постараться создать климат, в котором будет легче разрешать существующие противоречия».
Так что же дало России участие в «Экспо–2005»? По мнению Евгения Примакова, в первую очередь удалось укрепить отношения между Японией и Россией, а также продемонстрировать инновационный потенциал нашей страны и убедиться в том, что наша культура и наука по-прежнему интересны народу Японии. Последнее, по мнению президента ТТП, особенно важно сейчас, когда «на Западе снизился интерес к России как к основному игроку на международной арене». В свою очередь Тайзо Ватанабэ считает, что «Россия стал ближе японскому народу. Думаю, теперь количество японских туристов, желающих посетить Россию, значительно увеличится. А вот насколько привлекательной станет для наших путешественников Республика Саха, зависит от того, сколько мамонтов там еще обнаружат. Это, конечно, шутка. А если серьезно, префектура Аити – центр японской промышленности. Думаю, что разработки и техника, продемонстрированные в российском павильоне, привлекут внимание японских бизнесменов и отношения между нашими странами будут развиваться и в этом направлении».
Безусловно, в течение полугода, пока проходила «Экспо – 2005», Япония была центром науки и культуры, международной консолидации, местом зарождения новых бизнес-отношений, которые в конечном итоге в той или иной степени отразятся на мировой экономике. В очередной раз Стране восходящего солнца удалось подтвердить свой статус технологической и гостеприимной державы. Так в чем же кроется успех этой выставки?«Я не раз слышал мнение, что «Экспо» потеряло свою популярность и значимость, – говорит Тайзо Ватанабэ. – Честно говоря, когда я вступал в должность генерального комиссара Всемирной выставки, я не ожидал такого большого успеха, причина которого кроется, как мне сейчас кажется, не в стратегии государства – хозяина «Экспо» и, конечно, не в месте ее проведения. Думаю, что ключ в правильно подобранной теме, которая могла бы приобрести глобальное значение. Именно тема стала причиной успеха «Экспо–2005» в Японии».Надеемся, что в случае принятия решения о проведении «Экспо–2015» в России наши организаторы учтут опыт японцев. Ну а пока в «Экспоценре» готовятся к торжественной церемонии награждения тех, кто приложил все усилия, чтобы российская экспозиция в Японии состоялась. Это важное событие, по словам Владимира Страшко, запланировано на конец ноября.