Выявлены причинно-наследственные связи

Антиквариат скандал

Росохранкультура вынесла компании «Экспо-парк. Выставочные проекты», организатору Российского антикварного салона, предупреждение о недопустимости нарушения законодательства об авторском праве. Росохранкультура намерена бороться с теми антикварами, которые не готовы соблюдать закон о праве следования — и при продаже произведений искусства отчислять вознаграждение авторам или их наследникам. С подробностями ТАТЬЯНА МАРКИНА.

Согласно отчету УПРАВИС (организация, аккредитованная при Росохранкультуре, чтобы реализовывать процесс установленных законом выплат автору при публичной перепродаже оригиналов изобразительного искусства), 57 из 206 участвовавших в недавно завершившемся 28-м Антикварном салоне в ЦДХ галерей нарушают закон. На своих стендах они предлагают к продаже произведения, подпадающие под «право следования», но при этом не имеют договора с УПРАВИС.

Ровно год назад, на 26-м Антикварном салоне в ЦДХ, антикварам было представлено некоммерческое партнерство УПРАВИС (см. «Ъ» от 2 марта 2009 года), цель деятельности которого управление правами в сфере искусства. Постановление правительства РФ от 19 апреля 2008 года N 285 утвердило Правила выплаты автору (или его наследникам в течение 70 лет со дня смерти автора) вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, а также размер такого вознаграждения (до 5% от стоимости произведения). Так как процедура сбора и распределения такого вознаграждения сложна, а круг лиц, с которыми необходимо работать, огромен, для этой цели государство аккредитует специальную организацию.

В данном случае ею стал УПРАВИС, который имеет право работать без заключения договоров с каждым конкретным автором или его наследниками, от их лица, однако требует заключения договора с продавцами искусства. Часть собранных средств УПРАВИС, как и Российское авторское общество, как и другие аналогичные организации, оставляет себе — обычно это около 30%. Остальное они перечисляют художникам и их наследникам, поиском которых занимаются сами.

На Антикварном салоне под «право следования», выдуманное некогда во Франции, подпадают произведения, авторы которых умерли позже 1940 года. Учитывая коллекционерскую моду на искусство ХХ века, на соцреализм и советский импрессионизм, на «русский Париж» и на искусство 1960-х (декларированную самим Антикварным салоном), даже удивительно, что под колпаком у Росохранкультуры оказалось всего 57 арт-дилеров.

Тенденция ужесточения законодательства в сфере авторского права наметилась три-четыре года назад. И наш закон не самый строгий в мире. В Великобритании недавно принят новый пакет законов, касающийся права следования и репродуцирования, очень жесткий и реально работающий. Насколько эффективно он будет работать в России, где подавляющая доля сделок на арт-рынке заключается неофициально, пока непонятно.

Ссылка на основную публикацию