ВЫСТАВОЧНЫЙ СТЕНД – НЕ КИОСК И НЕ АВТОЛАВКА… или на выставках можно торговать без примененияконтрольно-кассовых машин ЗАКОННО

Не часто мы можем сообщить нашим читателям о практическом решении конкретной и касающейся очень многих проблемы. Вопрос о торговле на выставках и о необходимости применения при этом контрольно-кассовых машин (далее по тексту – ККМ) в течение последних лет неоднократно поднимался в печати и на заседаниях различного рода структур выставочного сообщества.

В нашей газете еще в начале 1999 года была опубликована заметка на эту тему под названием «Кассу на плечо и… из Мурманска в Хабаровск», в которой приводилось отчаянное письмо участвовавшей во многих российских выставках читательницы из города Набережные Челны. Автор письма сетовала на то, что в некоторых городах налоговая инспекция не разрешает торговать со стенда без ККМ. А зачастую для отечественных фирм принятие решения об участии в выставках, особенно в другом городе, зависит от возможности оправдать затраты на поездку путем продажи образцов продукции или сувениров. Ситуация была прокомментирована юристом, и ставился вопрос о пересмотре существовавшего в ту пору соответствующего закона.И вот… Вступил в действие Федеральный закон № 54-Ф3 от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

1-й пункт статьи 2 этого закона утверждает: «Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Однако в пункте 3 этой же статьи говорится об исключениях и перечисляются виды деятельности, при осуществлении которых «организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

В этом перечне среди прочих упомянут такой вид деятельности, как «торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами». Очевидно, что торговля на выставочном стенде в соответствии с этим пунктом является тем видом деятельности, при котором допускается осуществлять денежные расчеты без применения ККМ.

В ранее действовавшем законе № 5215-1 (последняя редакция от 30.12.2001) Перечень исключений не входил в текст закона, а утверждался Советом Министров – Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации отдельным Постановлением № 745. Этим же Постановлением разрешалось органам исполнительной власти субъектов РФ принимать решение об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории. Постановление № 745 не отменено, но действовать может только в части, которая не противоречит Федеральному закону № 54-ФЗ.

Принятый в мае закон решает этот вопрос однозначно. Никакие решения местных властей изменить федеральный закон не в силах!

Редакция благодарит за помощь при подготовке материала И.Л. Прудникова, председателя рабочей группы МСВЯ по совершенствованию нормативно-правовой базы

Ссылка на основную публикацию