Выставочный бизнес и публичный сектор экономики – есть ли точки сближения? (Тенденции)

Обсуждение перспектив перехода российских выставочных компаний в разряд публичных, проведенное в ER № 6 («PLC: перспективы в России»), затронуло лишь ряд аспектов этой проблемы. В действительности тема эта применительно к отечественному выставочному бизнесу гораздо глубже и многогранней

Наверное, стоит сразу оговориться, что не совсем верно ставить знак равенства между тем, что в английской деловой лексике именуется public company, и российским открытым акционерным обществом. Совпадение формальных признаков в части открытой финансовой отчетности и отсутствия преимуществ акционеров в приобретении новых долей капитала компании в российских условиях, не только в выставочной индустрии, но и в других сферах бизнеса, существует скорее в теории, чем на практике. Например, из 12-ти российских выставочных организаций – членов МСВЯ, которые имеют организационно-правовую форму ОАО, лишь две компании публикуют на своих сайтах финансовые отчеты, и ни одна не раскрывает сведений о владельческой части структуры корпоративного управления.

Таким образом, сама по себе форма ОАО не обеспечивает той открытости во взаимоотношениях с внешней средой, которая типична для публичных компаний. Фактически только выход на фондовый рынок поднимает уровень реальной открытости и прозрачности компании к общепринятым для этой категории стандартам. Поэтому более правильно задаться вопросом, почему российские выставочные компании до настоящего времени не выходят на фондовый рынок (иногда его также называют организованным или публичным рынком).

Для ответа на этот вопрос надо прежде всего определить, насколько остро стоит такая необходимость перед самими выставочными организациями, есть ли на это запрос и, соответственно, стимулы со стороны участников и клиентов организованного рынка, каковы плюсы и минусы такого перехода с учетом ряда общеэкономических и отраслевых факторов.

Теоретически выход на фондовый рынок предоставит выставочной компании возможность существенного привлечения портфельных инвестиций на условиях и в сроки более выгодные, чем прямые кредиты.

Это наиболее зримое преимущество перехода в публичный сектор. Есть и другие. В случае успешного размещения акций рост капитализации компании может значительно расширить возможности прямых инвестиций, сделать их условия более выгодными.

Особенно важно, что на фондовом рынке начинает более эффективно работать репутация компании. Котировка акций отражает стоимость не только материальных активов, но и бренда компании в данный момент. Правильно выстроенная репутационная стратегия в результате может принести реальную прямую прибыль, влияя на рост стоимости акций на биржевых торгах.

Что останавливает российские выставочные компании в движении к фондовому рынку, несмотря на такие интересные перспективы?

Причин может быть несколько.

Во-первых, самой процедуре выхода на IPO (initial public offering , первичное публичное размещение) предшествует огромная подготовительная работа, требующая значительных затрат – административных, интеллектуальных, финансовых. А самое главное – ломки многих стереотипов. Публичный рынок предъявляет жесткие требования к системе корпоративного управления и финансовой отчетности, к открытости этой информации и прозрачности компании. В соответствии с общемировой практикой встанет необходимость выработки четких правил взаимодействия с портфельными инвесторами и предоставления им интересующей информации.

Первый и неизбежный шаг – внедрение жестких стандартов выставочной статистики. Площадь выставок, число экспонентов и посетителей, перечень и объем предоставляемых услуг прямо или косвенно влияют на финансовые показатели компании. Без этого трудно рассчитывать на эффективное взаимодействие с авторитетными аудиторскими фирмами при подготовке к IPO. Однако процедуры учета выставочной статистики через внешний аудит в России еще только отрабатываются. Лишь в прошлом году МСВЯ была утверждена первая компания-аудитор выставочной статистики.

Трудно просчитываемы издержки для выставочных компаний от свободного доступа к их информации не только клиентов, но и конкурентов.

Можно ожидать, что в случае выхода на IPO российских выставочных компаний одними из первых покупателей значимых пакетов акций станут те зарубежные (национальные и сетевые) выставочные компании, которые в последние годы усиленно ищут возможности своего закрепления на значимых выставочных площадках России в качестве совладельцев.

Есть еще одна опасность, которая реально сдерживает движение к фондовому рынку многих организаций, в том числе и выставочных. Несовершенство законодательства и коррупция привели к тому, что недружественные поглощения стали серьезным фактором риска на рынке. Такая участь может грозить и тем ОАО, которые не участвуют в биржевых торгах и даже ЗАО. Но для публичных компаний этот риск значительно возрастает. Опасение возможной скупки акций с целью финансовой дестабилизации и последующего поглощения через подставные фирмы-скупщики тоже присутствует при оценке перспектив публичного рынка.

Может сдерживать и нежелание подвергать свой бизнес конъюнктуре колебаний фондового рынка и побочному воздействию биржевой игры в других отраслях.

Еще один значимый фактор – насколько готов сам рынок воспринять предложение от представителей выставочного сектора?

Выставочная индустрия – инфраструктурный элемент рынка, она носит значимый, но всего лишь сервисный характер для основных отраслей экономики. Развивающийся фондовый рынок России и стимулирующие его потенциальные портфельные инвесторы заинтересованы прежде всего в наиболее крупных отраслях, а также самых динамично растущих и быстрооборотных секторах экономики. Примеры компаний, работающих в инфраструктурном секторе, пока на фондовом рынке единичны, наиболее значимый – выход информационного холдинга РБК на торги акциями в РТС. Запрос на вхождение на организованный рынок, по сути, может быть адресован лишь к нескольким крупным российским выставочным компаниям, обладающим значительными материальными активами в виде современно оборудованных выставочных площадей, а также существенными нематериальными активами – собственным известным брендом и брендами крупных выставок. Но большинство из них достаточно стабильно развиваются и пока предпочитают работать в традиционных секторах привлечения инвестиций.

И все же вопрос вхождения выставочных компаний в публичный рынок будет становиться все более актуальным. Интеграционные процессы, перспектива присоединения России к ВТО ведут к усилению тенденций перехода на общепринятые стандарты отчетности, открытости и прозрачности компаний. Этот процесс в выставочной отрасли будут стимулировать и усиление конкуренции, необходимость внедрения системы репутационного менеджмента. Возможно, первым шагом «мягкого» вхождения в фондовый рынок для выставочных компаний станут торги не акциями, а облигациями или векселями. Практика показывает, что ограниченное по времени и объему обязательств обращение ценных бумаг дает возможность сформировать начальную публичную кредитную историю и реально просчитать перспективу выхода на биржевые торги акциями.

В любом случае для успешного выхода любой выставочной компании на фондовый рынок необходима мощная информационная поддержка (с соблюдением правил периода умолчания в строго регламентируемый срок размещения). Потребуются большие информационные усилия, чтобы заинтересовать деловой мир в новых финансовых возможностях выставочной компании как публичной.

Владимир Губернаторов, директор фирмы «ЭкспоРеклама» ЗАО «Экспоцентр», профессор Высшей школы экономики

Ссылка на основную публикацию