Выставочные организации – локомотив экономики

Выставочно-ярмарочная и презентационная деятельность в Республике Дагестан за последние годы превратилась в заметный сегмент рынка и направлена на осуществление комплекса мер по государственной координации и поддержке производственной и сбытовой деятельности в целях содействия развитию экономики Дагестана, реализации приоритетных инвестиционных проектов, продвижения продукции и услуг местных товаропроизводителей на российский и внешние рынки.

Республиканский выставочно-маркетинговый центр «Дагестан-ЭКСПО» с момента его создания организовал десятки выставок, ярмарок и презентаций дагестанских товаропроизводителей как в самой республике, так и за ее пределами. Это уже ставшие традиционными известные выставочные бренды «Деловой Дагестан», «Дагпродэкспо», «Золото России», «Мебель», «Достижения малого и среднего бизнеса Дагестана», «Дни экономики Ставропольского края в Республике Дагестан», организация дагестанских региональных экспозиций в выставочно-ярмарочных мероприятиях Москвы, С.-Петербурга, Ставрополя, Ростова, Краснодара, Нижнего Новгорода, Элисты, Сыктывкара, Воронежа, Владикавказа и ряда других.

А также на международных выставках: Сингапур, Ганновер, Салоники, Вена, Каир, Дубаи, Пекин, Берлин и т.д. Тематика проводимых в республике выставочных мероприятий в целом отражает структуру экономики республики и интересы потребительского рынка.

В проводимых Центром специализированных выставках и ярмарках в г. Махачкале ежегодно принимают участие более 200 экспонентов из 40 регионов РФ и из-за рубежа.

Центр ежегодно проводит 5-6 межрегиональных универсальных и продовольственных ярмарок с участием товаропроизводителей Дагестана, Ставропольского края и других регионов РФ.

При организационной и информационной поддержке Центра целый ряд предприятий и организаций республики приняли участие в многочисленных выставках и ярмарках в регионах РФ и за рубежом.

Достигнутое стало возможным благодаря государственной поддержке выставочно-ярмарочной деятельности со стороны руководства республики.

Выставочный сегмент экономики республики получает поддержку в виде прямых субсидий, направленных на оплату работ по организации экспозиции, а также в виде частичной компенсации реальных расходов экспонентов. Эта форма в нашей республике успешно материализуется в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. Здесь мы находим полное взаимопонимание и поддержку и со стороны Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РД.

Перспектива в этом сотрудничестве просматривается достаточно прогнозируемая. Дагпредпринимательством совместно с Республиканским выставочно-маркетинговым центром «Дагестан-ЭКСПО» разработана республиканская целевая маркетинговая программа по продвижению продукции, товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренний и внешние рынки. На очереди разработка и реализация целевой республиканской программы по поддержке и развитию выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого предпринимательства республики. Актуальность такой формы господдержки существенно возрастает в связи с необходимостью осуществления модернизации и инновационного развития экономики. Жизненно важно, чтобы официальная поддержка выставок государственными структурами строилась не на личных предпочтениях отдельных чиновников, а исходя из государственных интересов.

Не менее важно непосредственное участие в организации и проведении выставок ответственных работников министерств и ведомств, отвечающих за развитие приоритетных национальных и крупных инвестиционных проектов, целевых программ, организацию государственного заказа.

Все выставки в г. Махачкале проводятся при поддержке администрации города. Это целый комплекс мер.

Реальную поддержку выставочникам оказывают администрации городов Каспийска, Кизляра, Дербента, Избербаша, Южносухокумска, а также Кизилюртовского, Дербентского и других районов.

Наша республика по праву позиционирует себя как лидер среди республик Северо-Кавказского федерального округа по организации выставочно-ярмарочной деятельности.На дагестанской выставочной площадке заключаются договоры и контракты между представителями всех регионов Северо-Кавказского федерального округа как с дагестанскими товаропроизводителями, так и между собой.
Главный экономический итог проводимых выставок – это заключение и в последующем реализация договоров и протоколов намерений на поставку продукции и услуг на многие сотни млн. рублей.

Итоги 2010 года прежде всего говорят о том, и это необходимо особенно подчеркнуть, что выставочному центру «Дагестан-ЭКСПО» удалось не только выстоять в условиях финансово-экономического кризиса, но и добиться более высоких показателей — как количественных, так и качественных. Достаточно сказать, что осуществлены все без исключения выставочно-ярмарочные мероприятия, запланированные на год. Причем количество выставок и ярмарок возросло практически на четверть. Существенно возросли и показатели, характеризующие уровень подготовки и проведения выставочно-ярмарочных мероприятий.

В настоящее время активно развивается рынок конгрессных услуг, который неотделим от выставочного бизнеса, так как практически каждая выставка сопровождается деловой программой. Уровень организации мероприятий, составляющих деловую программу, актуальность затронутых на них тем оказывают существенное влияние на привлекательность выставочного проекта, повышают значимость выставочных мероприятий, являются их важной составляющей. В качестве примера можно привести выставки «Деловой Дагестан», где в рамках деловой программы проводится до 12 конгрессных мероприятий.
У выставочно-маркетингового центра «Дагестан-ЭКСПО» сложились прочные долгосрочные партнерские отношения с соседними территориями. Особое место в этом принадлежит Ставропольскому краю.

Достаточно сказать, что в ставших узнаваемыми в Северо-Кавказском регионе выставочных проектах «Деловой Дагестан» и «Дагпродэкспо» практически одна треть участников – это товаропроизводители Ставропольского края. А в проводимых под патронажем Правительства Ставропольского края «Днях экономики Ставропольского края в Республике Дагестан» и в проводимых в республике ярмарках ежегодно принимают участие от 30 до 70 предприятий, организаций и фирм края. В результате динамичного развития выставочно-ярмарочной и маркетинговой деятельности по продвижению продукции, товаров и услуг товарооборот между Республикой Дагестан и Ставропольским краем вырос в три раза.

Экономика Дагестана переживает не лучшие времена. Негативные процессы, происходящие в стране и мире в последние годы, мировой финансово-экономический кризис оказали негативное влияние на различные отрасли экономики. Падение спроса на товары и услуги привело к снижению объемов производства. В изменившейся экономической ситуации перед большинством хозяйствующих субъектов республики обострились проблемы сбыта, привлечения финансовых ресурсов для развития. Большинство отраслей экономики нуждаются в модернизации и переводе на инновационный путь развития.

Преодолению этих проблем способствует в том числе и выставочно-ярмарочная деятельность, использование которой особенно актуально в период реализации инвестиционного плана Республики Дагестан.
Успех в инвестиционной деятельности может быть достигнут только в одном случае, если удастся изменить психологию чиновников на психологию предпринимателей. Необходимо добиться такого положения, чтобы в каждом министерстве и ведомстве, в каждом муниципальном образовании были чиновники, ответственные за выставочно-ярмарочную и презентационную деятельность, за формирование и реализацию инвестиционных проектов.

Участие в выставочно-презентационной деятельности органов государственного управления и муниципальных образований, в том числе с использованием средств республиканского бюджета, преследует цель объединения усилий власти и бизнеса по улучшению инвестиционного климата Республики Дагестан. Нелишне здесь напомнить, что аналогичная практика применяется во многих регионах РФ, в том числе в соседних с нами Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, в которых на протяжении ряда лет работают разработанные на основе мирового опыта региональные целевые программы поддержки и развития выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности.

«Дагестан–ЭКСПО» — это бренд Дагестана, который работает на имидж республики, это инструмент, который, если им правильно пользоваться, может кратно повысить результативность инвестиционных усилий руководства республики.

Ссылка на основную публикацию