ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: следует ли ее регулировать на законодательном и нормативно-правовом уровнях?

Для выставочного сообщества России, в том числе и Москвы, начавшаяся через пень-колоду административная реформа «ознаменовалась» упразднением год назад Комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. Общеизвестно: ломать – не строить.

Тем не менее, выставочное сообщество России, объединенное в рамках таких активно действующих саморегулирующихся общественных организаций, как Международный Союз выставок и ярмарок (в его российской части) и Московская выставочная Гильдия вправе рассчитывать на выполнение следующих условий:

–  вновь созданная межведомственная комиссия должна приступить к координации и регулированию выставочно-ярмарочной деятельности в интересах как государства, так и самого выставочного сообщества;

– в состав комиссии с правом решающего голоса должны войти руководители МСВЯ, Московской выставочной Гильдии, а также – наиболее крупных и инвестиционно-активных выставочных комплексов страны;

– упразднение правительственной комиссии (и ее замена на межведомственную) не может означать отмены исполнения «Плана реализации основных положений «Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации», утвержденного 5 декабря 2001 г.

 

КАК СКЛАДЫВАЛАСЬ СИТУАЦИЯ?

Упомянутый выше план, никем официально не отменен. Он содержит 11 разделов, в которых сгруппировано 26 мероприятий, подлежащих исполнению в период 2001-2008 гг.

При этом, – явно не случайно, – первый же раздел плана называется  «Совершенствование нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности»,  и предусматривает разработку и внесение на рассмотрение Законодателя в IV квартале 2004 года проекта Федерального закона о выставочно-ярмарочной деятельности.

Головным исполнителем 16 из 26 мероприятий плана является Минэкономразвития России. Фактически же их ответственными исполнителями следует считать ТПП РФ и МСВЯ (в его российской части) – несмотря на то, что в перечне исполнителей они названы  последними. На практике, как известно, с них всегда спрашивают как с первых.

 В период с февраля 2002 года по ноябрь 2003 года, работая по плану, российское выставочное сообщество представило в Минэкономразвития России ряд проектов нормативных документов, в том числе и проект Федерального закона «О выставочно-ярмарочной деятельности».

Кроме того, в августе 2003 года руководство ЗАО «Экспоцентр» по поручению президента ТПП РФ Е.М.Примакова подготовило анализ законодательной и нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности ряда стран-членов Европейского Союза и Украины – с тем, чтобы использовать этот материал при разработке проекта Федерального закона «О выставочно-ярмарочной деятельности».

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ?

Помимо Федерального закона «О выставочно-ярмарочной деятельности» требуется принять:

– поправки в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», предусматривающие:

•          придание статуса «экспорта услуг» всем услугам, оказываемым иностранным экспонентам, участвующих в выставках на территории России (сдача в аренду выставочных и складских площадей, иные услуги);

•          исчерпывающее определение роли и места выставочно-ярмарочных мероприятий, как инструмента содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества отечественных производителей товаров и услуг с зарубежными фирмами и организациями.

– поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возврат отечественным выставочным организациям налога на добавленную стоимость после состоявшегося факта оказания услуг иностранным экспонентам, а также присвоение выставочно-ярмарочной деятельности отраслевого кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Предлагаемые выше решения крайне необходимы по целому ряду причин.

Главными представляются:

1. В последние годы выставочная деятельность превратилась в динамично развивающийся сегмент отечественной экономики. С точки зрения налоговых поступлений ее масштабы измеряются миллиардами рублей. И это заслуживает куда большего внимания власть предержащих, чем раньше.

2. В условиях выхода на «финишную прямую» переговорного процесса по присоединению России к ВТО, отечественный рынок выставочных услуг заслуживает разумной правовой защиты от чрезмерно активной деятельности ряда иностранных выставочных компаний.

Хотелось бы отметить, что выставочный рынок Европейского Союза надежно защищен  положениями известного «Объяснительного Сообщения Комиссии Европейских Сообществ (КЕС)» №98/С 143/02, предусматривающими для выставочных организаций стран, не входящих в Европейский Союз, сложную процедуру получения разрешений на проведение выставок, а также – фактор взаимности.

3. Всем нам необходимо добросовестно выполнять решения Первой Всероссийской конференции «Роль и место выставочно-ярмарочной деятельности в развитии экономики России», проходившей осенью 2004 года в «Экспоцентре».

Таким образом, ответ на поставленный вопрос очевиден: выставочно-ярмарочную деятельность необходимо регулировать на законодательном и нормативно-правовом уровнях, для чего следует принять  Федеральный закон «О выставочно-ярмарочной деятельности» одновременно с поправками в другие, указанные выше, нормативные документы.

 А.Ф. ЛИСОВ, старший эксперт руководства ЗАО «Экспоцентр»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector