«Выставки – локомотив экономики»

О проблемах и перспективах крупнейшего на Северо-Западе выставочного комплекса рассказывает генеральный директор «Ленэкспо» Сергей Алексеев

Полгода назад крупными акционерами ОАО «Ленэкспо» стали компании, владеющие основным пакетом акций ЗАО «ЭкcпоФорум». Это была бы рутинная коммерческая сделка, если бы не одно «но»: «Ленэкспо» – один из петербургских брендов мирового уровня.

Выставочные центры есть во всех крупных городах, но именно в «Ленэкспо» проходят международные экономические форумы, которым мировая пресса уделяет внимания не меньше, чем Давосским, международная судостроительная выставка «Нева» – одна из крупнейших в мире, Военно-морской салон и еще несколько десятков представительных международных выставок, включая известную на всю Россию и Европу «Агрорусь». Кроме того, «Ленэкспо» едва ли не единственная в городе благо­устроенная территория, с которой петербуржцы могут увидеть море. Поэтому судьба этого комплекса волнует не только его акционеров, но и весь Петербург. Многие прямо спрашивают: не постигнет ли эту площадку участь Петровского острова, который, как и другие престижные городские территории, решено отдать под элитную застройку?

– Всех интересует новая концепция «Ленэкспо», ведь не так просто появился у вас крупный акционер…
– Она есть – в общих чертах, отдельные ее блоки еще в работе. «ЭкспоФорум», как многие знают, будет строить при поддержке города крупный современный выставочно-конгрессный комплекс на Петербургском шоссе – в нескольких километрах от аэропорта Пулково. Я люблю нашу основную площадку на Васильевском острове, можно сказать, всю душу в нее вложил, но новый комплекс действительно необходим. Это не узкоотраслевая бизнес-цель – занять сколько-то процентов европейского и мирового выставочного рынка, а проблема государственной важности. Вы прекрасно знаете, что мы процентов на 70 потеряли свой внутренний рынок. Зайдите в любой магазин, минимум половина товаров – импортные. То же самое на машиностроительном рынке, на рынке строительных отделочных материалов.

Но разве мы разучились работать, делать качественные вещи? Нет, проблема в другом – у нас есть прекрасная, конкурентоспособная продукция. Но мы еще не научились грамотно продвигать ее на российских выставках, плохо используем этот важнейший инструмент.

– Разве? Москва сейчас просто забита выставочными комплексами.
– Ничего хорошего в этом обилии нет. Многочисленные, нередко конкурирующие друг с другом выставки, как это происходит в Москве, только усугубляют проблему: чем больше площадок – тем выше шансы разминуться с нужными людьми. Поэтому крупный авторитетный выставочный центр федерального масштаба России необходим, и я надеюсь, что он будет именно в Петербурге.

– Развитие площадки в окрестностях Пулково не пойдет в ущерб василеостровской?

– Все зависит от денег, и там и здесь требуются большие вложения. Я со своей командой давно уже подготовил план развития «Ленэкспо-2020», который предполагает создание современного комплекса WTC (мирового торгового центра). Ведь только на нашей уникальной территории можно проводить «морские выставки». Есть масса совершенно реальных окупаемых проектов: авиационные шоу, судостроительные и военно-морские салоны, рыбные ярмарки. Например, мурманские рыболовы, рыбоводные хозяйства Карелии, Ленинградской области давно просят нас создать рыбный оптово-розничный рынок.

– Но это уже смена профиля, ведь выставки и торговля не одно и то же.

– В мире все меняется. Новые экспотехнологии, которые мы сейчас разрабатываем, изменят классические шоу (так в профессиональной среде называют выставки. – Прим. ред.). Посмотрите выставочно-ярмарочные комплексы нового поколения в том же Китае или Сингапуре. Там и конгрессная часть для проведения деловых совещаний, и выставочная, и торговая, и даже культурно-развлекательная. Выставочный центр должен притягивать самых разных людей и удовлетворять их интересы. Обмен информацией, поиск партнеров, оптовые и розничные закупки, знакомство с новинками науки, техники, культуры – все вместе это служит локомотивом экономики страны.

– Если эти проекты требуют больших денег, зачем их распылять на две площадки?
– К сожалению, территория площадки «Ленэкспо» ограничена. Из-за островного положения мы не можем доставить сюда большие экспонаты: поезда, самолеты, буровые вышки и другие. Зато мы находимся близко к центру, рядом с нами морские пассажирские терминалы. С появлением Западного скоростного диаметра мы станем еще более уникальным, доступным для горожан и гостей местом. Это позволит проводить экономические форумы, конгрессы, выставки B2C (то есть для массового посетителя), городские праздники, чтобы разгрузить Дворцовую площадь.

Концепция-2020 предполагает создание морского центра развлечений, комплекса по продаже яхт и катеров, яхт-клуба. Кстати, он может работать в нашем климате круглогодично – современные строительные технологии это позволяют.

«ЭкспоФорум», по моему мнению, сможет принимать мероприятия B2B (профессиональные контакты). Это большие международные выставки, например газовые и нефтяные форумы, транспортные и промышленные выставки. Кстати, этот комплекс мог бы стать и местом проведения World Expo (Всемирной выставки), о которой Россия мечтает уже второе столетие. В Шанхае ее проводят, а чем Петербург хуже?

– И все же – хватит ли на оба проекта денег?

– «ЭкспоФорум» взял финансирование пулковского проекта на себя, а дороги, другую инфраструктуру будет строить город. Для развития площадки в Гавани нужно, по нашим расчетам, не менее 9 миллиардов рублей на ближайшие десять лет.

– По нашим питерским меркам – сумма вполне приемлемая.
– Но знали бы вы, каких сил нам стоило находить средства для строительства тех павильонов, которые у нас появились в последние годы. «Ленэкспо» – надежный заемщик, все наши проекты окупаемы, но даже сейчас нам предлагают кредиты под 16 процентов годовых! Нам по-человечески неловко брать деньги с пенсионеров за проход на ту же «Агрорусь», хочется хотя бы для них сделать вход бесплатным, но мы не можем – все уходит на погашение ранее взятых кредитов.

– В некоторых странах вход на выставки бесплатный или за символическую плату.

– Вот именно! Потому что в большинстве стран совладельцем выставочных комплексов является государство или муниципальные власти. Дюссельдорф, Чикаго – почти везде. В Китае государство даже доплачивает посетителям выставок – только приезжайте. Я уже объяснил почему: выставочно-конгрессная деятельность – мотор развития экономики, науки, способ повышения конкурентоспособности страны.

– Может, расширить площадки нынешнего «Ленэкспо»? Старое здание Морского вокзала все равно собираются сносить, а вам бы оно, может быть, пригодилось. Да и за Шкиперским каналом свободного места много. 
– Получить эти территории – моя мечта. С ними мы могли бы не только выставки проводить, но и любые морские мероприятия, например смотры и парады яхт, катеров, другой водной техники. Петербург – морская столица, в которой из-за неумеренной активности застройщиков умирает яхтинг, все меньше общедоступных мест на побережье.

– Если уж мечтать, то почему бы «Ленэкспо» не попросить себе здание Биржи на Стрелке? Там огромные площади и для выставок, и для конгрессов. Бюджету будет легче – ваша компания возьмет часть затрат на ремонт, и будущему музею геральдики такое соседство в радость – ваши гости будут и к ним заходить.

– Вообще, это проект федерального значения, есть много идей, как его использовать,  скажем, создать музей науки и техники. С помощью виртуальных и тренинговых технологий его можно превратить в машину времени, путешествовать в прошлое и будущее. Между прочим, мои советы взяты за основу при создании потрясающих мультимедийных разработок фирмы «Транзас». Эти разработки было бы здорово использовать в новом музее. Так что все новое, интересное у нас впереди.

Ссылка на основную публикацию