Время осмысления

Всем доводилось видеть, как художник, сделав несколько мазков, отступит назад и посмотрит на сделанное со стороны. А потом или продолжает писать, или безжалостно соскребает краску с полотна. Так с различными вариациями происходит во всем. Делаем, сообразуясь с представлениями о том, как должно, потом останавливаемся и осмысливаем сделанное, или несделанное.
Мы попросили Владимира Страшко, вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ, оценить законотворческую ситуацию на российском выставочном рынке.

Много лет Владимир Страшко, вицепрезидент Торгово-промышленной палаты РФ, был едва ли не самым активным сторонником создания специального закона, регулирующего выставочную деятельность. Последний всплеск обсуждений необходимости закона был на «круглом столе» в Государственной Думе накануне 2007 года, а сам год прошел для выставочного рынка «законотворчески спокойно». И в конце минувшего года мы попросили Владимира Страшко оценить законотворческую ситуацию на российском выставочном рынке.

— Владимир Петрович, вы все еще считаете необходимым создание некоего нормативного акта, направленного на регулирование выставочной деятельности?

— Поскольку у нас рынок находится только в самом начале своего развития, опыт зарубежных стран полезен. А этот опыт реализуется в двух вариантах. Например, в Италии есть специальное законодательство, в Соединенных Штатах тоже есть, хотя оно в основном регулирует проблемы безопасности. А в Германии нет законодательного акта, но в принципе развитой рынок позволяет им так или иначе решать вопросы регулирования, в том числе осуществлять отбор структур, которые занимаются выставочной деятельностью, и оценивать их эффективность. И в качестве исходной позиции я эти два варианта рассматриваю как равнозначные. Что касается России, я считаю, что какой-то нормативный акт должен быть, в первую очередь об отборе организаторов выставок, с участием государства проводимых за рубежом.

— Закона о госзаказе для этого недостаточно?

— 94-й закон о госзаказе не в полной мере отвечает специфике выставочной деятельности. В частности я имею в виду определения цены и качества. Качество выставки напрямую зависит от количества вложенных в нее денег, поэтому эти параметры для выставочников вне всякого сомнения должны быть определены. И, возвращаясь к взаимоотношениям государства и выставочных операторов, хочу отметить вот что. Не секрет, что еще появляются фирмы-однодневки, которые пытаются заработать, а с них спросить уже ничего нельзя, потому что они ухватили деньги и исчезли. Государство хочет себе определенности в этом вопросе, поэтому, вне всякого сомнения, некий нормативный акт в виде дополнения к существующим законодательным актам должен быть.

— Выставочные компании сделали попытку избавиться от дублирования выставок по срокам и месту проведения. Все это вылилось в разбирательство в Федеральной антимонопольной службе. Какова ваша позиция по этому вопросу?

— Дело в том, что ФАС обязана принимать заявления тех, кто к ней обращается, и в зависимости от содержания заявления определять процедуру рассмотрения. Если есть какие-то моменты, которые можно воспринять как нарушения антимонопольного законодательства, то они просто обязаны выдержать процедуру. Это нормально. Что касается конкретной ситуации, о которой вы спрашиваете, то мы буквально на днях проводили «круглый стол» на тему защиты прав интеллектуальной собственности в сфере выставочно-ярмарочной деятельности и ее координации в условиях действующего законодательства о конкуренции. В работе «стола» приняли участие руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борис Симонов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров. Поскольку дело еще находится в стадии рассмотрения, мы строго договорились не касаться самой процедуры его рассмотрения. Она находится исключительно в компетенции ФАС. Но ситуацию, которая складывается на рынке, мы, конечно, обсудили. Прежде всего, мы в ТПП считаем, что вести речь об этических принципах ведения бизнеса или вопросах защиты бизнеса от недобросовестной конкуренции — это нормально. А в конкретном случае, как говорить о нарушениях, если санкций не было? Ни материального, ни какого иного воздействия не было за все время существования этого документа? Просто, если какой-то оператор не хочет выполнять эти условия, он волен в любой момент выйти из этой системы добровольных договоренностей. А тот факт, что сами выставочники болеют за то, чтобы сделать рынок цивилизованным, абсолютно нормален. И поиски приемлемой формулы взаимодействия надо продолжать.

Ссылка на основную публикацию