Возвращение Манежа (Тенденции)

18 апреля – официальная дата открытия вновь отстроенного Манежа. Без ложной скромности можно утверждать, что это действительно событие как для культурной жизни столицы, так и для представителей экспобизнеса, и в первую очередь для выставочных операторов

Мало кто верил, что Манежу удастся вернуться в ряды выставочных площадок Москвы так скоро. Все-таки чуть более года – это, пожалуй, рекордный срок восстановления памятников культуры и архитектуры. Однако, чего нам ожидать от нового Манежа? Возможно, кто-то будет разочарован, а кто-то наоборот приятно удивится тому, что в нем теперь есть и кафе, и кондиционеры, и современная противопожарная система.

Уже через два месяца после того, как сгорел Манеж, был готов план его восстановления, через три – план утвердили, а спустя еще неделю начались работы. Градостроительный совет Москвы принял решение восстановить Манеж таким, каким он был прежде. Особым предметом гордости строителей стали воссозданные с поразительной точностью знаменитые деревянные фермы Бетанкура. Из новшеств: вместо оригинального стянутого бруса – клееная древесина, а также система пожаротушения, вентиляция, датчики тепла и нагрузки.

«Нам удалось воссоздать здание Манежа в первозданном виде, – считает Владимир Ресин, первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель столичного стройкомплекса, – оснастив его инженерными коммуникациями в соответствии с требованиями XXI века».

Примечательно, что во время восстановительных работ была обнаруженная масса археологических ценностей – предметы утвари, украшения и меч булатной стали – то, что может рассказать о прошлом Москвы и, конечно же, самого здания. Все эти находки можно будет увидеть в день официального открытия обновленного Манежа.

По словам заместителя директора Музея истории города Москвы Людмилы Гусаровой, 18 апреля – в День исторического и культурного наследия – будет открыта экспозиция «Манеж: из века ХIХ в век ХХI», где музей представит свои самые интересные экспонаты.

А художником, который первым представит в восстановленном зале на суд зрителя свои акварельные картины, станет Сергей Андрияки. Именно его работы должна была увидеть публика в марте прошлого года, однако проведению выставки помешал пожар.

Впрочем, пожар спутал планы многих, в том числе и выставочников. Руководители сразу несколько проектов в одночасье встали перед проблемой поиска новых площадок. Это было непростой задачей. Хотя бы потому, что у каждой экспозиции были свои определенные требования и к количеству квадратных метров, и, конечно, к месторасположению выставочной площадки. А территориальное преимущество Манежа безоговорочно. К тому же немало сложностей возникло в связи с тем, что у большинства выставочных центров был расписан план работы на весь год. Но выход был найден. Так, проекты компании Global Expo «Камень» и «Подземный город», занимавшие в Манеже около 5-ти тыс. кв. м (брутто), переехали в «Экспоцентр». А выставочная компания M.S.I. перевела свой проект «Инвестиции–Строительство–Недвижимость–REALTEX» в СК «Олимпийский». Естественно, что эти непредвиденные переезды отрицательно сказались на самих выставочных проектах. К примеру, REALTEX в 2004 г. перенес сроки проведения выставки, что, согласно маркетинговым исследованиям, проведенным M.S.I. Fairs & Exhibitions и Qualitel Data Services, негативно отразилось на статистике посещения.

Однако насколько ощутимыми стали последствия выбывания Манежа из строя для выставочного бизнеса в целом?

«Нельзя сказать, что годовой простой Манежа как-то очень уж радикально сказался на выставочном бизнесе Москвы, – считает Елена Демидова, генеральный директор компании Global Expo, – скорее неудобства испытали несколько операторов, традиционно проводивших там свои выставки».

Но и говорить, что выбывание Манежа из рядов приоритетных выставочных площадок прошло незамеченным, тоже нельзя. Но наметившаяся тенденция к росту выставочных проектов и, конечно же, увеличение их площадей несколько смягчили этот факт. В марте состоялась презентация «Крокус Экспо», стартовавшего с общей площадью более чем 40 тыс. кв. м. Да и другие гиганты экспобизнеса, «Экспоцентр» и ВВЦ, занялись своим расширением. Правда, насколько здесь уместно затрагивать тему конкуренции? Если говорить о крупных промышленных выставках, для которых на первом месте стоят площади, а не месторасположение выставочного центра, то Манеж для них не представляет особого интереса. А вот для выставок часов или мехов – Манеж то, что надо. Поэтому особых сомнений на счет востребованности этой площадки со стороны выставочных операторов нет: качественный зал в самом центре Москвы, известный, с богатой выставочной историей, будет весьма привлекателен для выставочных компаний, художественных выставок, массовых и корпоративных мероприятий.

«Эта площадь будет востребована, – уверен Назим Мустафаев, директор выставки MosShoes. – После реставрации Манеж по уровню ожидания клиентов сопоставим с «Гостиным Двором», это такой же исторический памятник культуры, располагающийся в центре Москвы. У Манежа есть все необходимое для проведения проектов, связанных с красотой и модой. Да и не только. Ведь в столице много выставок, которые проходят регулярно, но при этом их площадь не превышает 3–5 тыс. кв. м. Это не значит, что такие выставки плохо развиваются, просто это формат, в котором они работают».

Однако представители экспобизнеса считают, что наряду с плюсами у нового Манежа есть и минусы, которые, впрочем, были и до пожара. Это сложности, связанные с заездом, а также с возможностью парковки. К плюсам можно причислить два выставочных зала, с приблизительной площадью 6 тыс. кв. м (нетто), и возможность более рационального их использования, появившуюся после перепланировки.

К слову, уже приняты и утверждены заявки на экспозиции, которые пройдут в ближайшие шесть месяцев. Так, следующая выставка MosShoes будет работать одновременно в Манеже и «Гостином Дворе». О своем намерении вернуться на прежнюю площадку заявила и компания Global Expo.

«Мы возвращаемся в Манеж и уже заявили там две выставки, – говорит Елена Демидова. – Осенью мы проведем «Московский медицинский салон» – первую выставку медуслуг для конечного потребителя, а весной в Манеж вернутся выставки, которые были последними проведенными на этой площадке в марте прошлого года – «Подземный город» и “Камень. Строительные технологии и материалы”».

Однако вместе с оценкой заманчивых перспектив, которыми привлекает новый Манеж, выставочников смущает высокая цена, объявленная за день аренды. В то же время бизнесмены признают, что такой зал и не может стоить дешево.

Из досье ЕR:

Манеж был открыт в Москве 12 ноября 1817 г. – в честь пятилетней годовщины победы над Наполеоном. Здание построено за шесть месяцев инженером Львом Карбонье д’Арситом по проекту испанского архитектора Августина Бетанкура.

Автор архитектурной отделки – Осип Бове. Здание размером 166 на 45 м построили без единой колонны.

Первоначально Манеж предназначался для проведения военных парадов и учений (в нем свободно размещалось до 4 тыс. солдат). Зал также использовали для соревнований, концертов, выставок, театральных постановок, народных гуляний. После переворота в октябре 1917 г. в Манеже разместился самокатный полк, а затем правительственный гараж.

Пятого ноября 1957 г. ему присвоили статус Центрального выставочного зала.

Весной 2004 г. после почти шестичасового пожара рухнула крыша Манежа. Площадь пожара составила 6,5 тыс. кв. м, ему была присвоена высшая – пятая – категория сложности. В его тушении приняли участие 60-ти пожарных расчетов. Огнем было уничтожено 130 картин современных художников.

Ссылка на основную публикацию