Возьмите в Шанхай гения и шалопая

На выставке ЭКСПО-2010 Россия покажет города будущего глазами детей

Елена Кукол

«Российская газета» — Федеральный выпуск №51 48 (69) от 2 апреля 2010 г.

Через месяц в Шанхае откроется Всемирная универсальная выставка ЭКСПО-2010. Она пройдет под лозунгом «Лучше город, лучше жизнь». Впервые за последние двадцать лет наша страна строит собственный павильон, а не арендует уже готовое помещение.

Российская экспозиция будет одной из самых оригинальных, уверен статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов.

Российская газета: Почему все-таки решили строить отдельный павильон? Ведь аренда наверняка обошлась бы дешевле?

Станислав Наумов: Мы действительно могли бы сэкономить на стройке. Сейчас затраты федерального бюджета на участие в выставке составляют 1,1 миллиарда рублей, в мини-варианте это было бы около 250 миллионов. Но тогда мы не смогли бы так развернуть наши достижения в области технологического развития, которыми пользуемся сами и готовы предложить миру.

Это те самые пять приоритетных направлений технологического развития, рассматриваемые президентской комиссией по модернизации. Они очень удачно ложатся в формат выставки, которая, я считаю, станет чемпионатом мира по технологиям. А мы там хотим победить. Поэтому мы не стали помещать в нашем павильоне станки и насосы, хотя технократы предлагали именно такое решение. Мы везем в Шанхай проекты из области нанотехнологий.

РГ: Можете рассказать о них? Или это пока секрет?

Наумов: В общих чертах — могу. РОСНАНО покажет решения, связанные с новыми материалами, которые можно использовать в строительстве. «Росатом» — технологию очистки воды. Мы хотим, чтобы и Роскосмос подключился со своими технологиями спутникового слежения за состоянием городов. Есть надежда, что Ростехнологии представят свой проект — связь нового поколения 4G. И еще у нас будет стоять первый в мире принтер, который наночернилами наносит рисунок на любую поверхность.

РГ: Вы говорите о победе, что она даст стране?

Наумов: От того, как мы выступим в Шанхае, будет зависеть, сможет ли пройти ЭКСПО-2020 в России. Если да, то это мероприятие встанет в один ряд с такими крупными международными проектами, как саммит АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи.

Но мы хотим не только себя показать. Шесть десантов наших молодых ученых, в том числе лауреаты премий в области науки и техники, президентских премий, осмотрят чужие экспозиции, а потом сделают большой обзор выставки. И это тоже будет эффектом Шанхая.

РГ: Чем, кроме нанотехнологий, удивит наш павильон участников выставки?

Наумов: Удивить чем-то современного человека очень трудно. Все страны продемонстрируют примерно один уровень технологического развития. Но мы намерены отойти от некоторых традиций, чтобы привлечь посетителей к российской экспозиции. Все презентации на выставке, по сути, это фильмы, снятые в 3D-формате. И человеку, прошедшему по двадцати павильонам, от этой одинаковости, конечно, станет скучно. Поэтому мы пошли дальше, к необычному сценографическому воплощению. Ведь любая экспозиция — это своего рода спектакль, театр, передающий общее настроение, целостный образ и хорошие эмоции.

Павильон будет двухэтажным. На первом, базовом уровне, расположатся презентации регионов и корпораций, площадки для дискуссий и симпозиумов. Там же мы представим «антимонохромный» проект, созданный детьми из разных городов России: протестуя против серости и монохромности городов, дети раскрасили экстерьер существующих городских кварталов в яркие цвета. Так, на первом этаже в специальных нишах появились 10 арт-объектов, созданных на базе детских рисунков. Что-то похожее вы могли видеть в «Аватаре», но детьми это было придумано еще до выхода фильма.

Для второго этажа мы изначально в качестве идеи взяли книги Николая Носова про Незнайку. Это будет фантазийный чудо-город и одновременно образовательный парк для детей, где буквально за две-три минуты можно дать ребенку ответы на очень сложные вопросы. Например, что такое современные энергоэффективные технологии и как с помощью них можно сделать жизнь в городе лучше.

А нашу национальную самобытность мы заявляем уже в самом внешнем облике павильона. Это белый красавец с 12 башнями, которые украшены различными национальными орнаментами в красно-золотой гамме. Стены же сделаны в традициях «русского лемеха». И создается впечатление, что это живая материя, они как будто постоянно движутся, переливаются.

РГ: Не слишком ли много внимания в нашем павильоне уделяется детской тематике, все-таки выставка — для взрослых?

Наумов: Знаете, у нас сложился стереотип участия регионов в выставках, от которого мы никак не избавимся. Не надо привозить свои фольклорные ансамбли, расписных матрешек. Все это будет в рамках культурной программы — Мариинка, ансамбль танца Игоря Моисеева, Борис Гребенщиков с романсами Вертинского, трио Олега Лундстрема. Но, уважаемые мэры, возьмите с собой двоих детей: гения из Дома юного техника и какого-нибудь шалопая, трудного подростка. Все любят говорить о себе как о регионе инвестиционной привлекательности, инновационного потенциала. Но ваш инновационный потенциал как раз в этих детях, из которых могут вырасти юные исследователи. Именно поэтому мы уделяем столько внимания детям в экспозиции — не забывая при этом ни в коем случае и про остальных участников.

РГ: Какие регионы будут участвовать в выставке?

Наумов: Естественно, будет представлена Москва, мы очень рассчитываем на участие Санкт-Петербурга, побратима Шанхая, и на города — центры больших международных мероприятий: Сочи, Владивосток, Казань. Хотим показать самые разные города — города-столицы, города-крепости, города-музеи, научные, арктические города…

ЭКСПО раньше называли Всемирной торговой ярмаркой. Но мир меняется — теперь это обмен идеями. Очень актуальна сегодня, во время кризиса, и главная тема выставки — «Лучше город, лучше жизнь». Думаю, нашим регионам есть смысл побывать на ней, особенно тем, у кого есть проблемные поселения. В мире есть много городов, которые переживали второе рождение. Может, какой-то из наших небольших городов и найдет идею — в нашем павильоне или на экспозиции другой страны.

Ссылка на основную публикацию