Воблер инженера Гарина

Призрак коммунизма, тень Обамы и дружба с Латинской Америкой — вот что принес нам всем глобальный экономический кризис. Всем, кроме воблера. 16 апреля в рамках выставки «Дизайн и реклама» прошел первый публичный круглый стол, посвященный POSM.

Круглый стол был организован по инициативе ассоциации POPAI, президент которой, В.М.Иткин, сделал первый, ничего особенного не предвещавший доклад. Ниже — его основные тезисы.

Кризис навел на сегмент POSM (за 1 квартал 2009 г) три вида «резкости»:

  • Резко сократил бюджеты, заставив отказаться от «красивостей» на прилавках и как следствие — значительно снизил количество заказов
  • Резко снизил цены, приведя к стихийному демпингу
  • Резко увеличил скорость исполнения заказов, сократив время на креатив, производство и доставку с 2-3 недель до 2-3 дней

Рынок просел на 40-60%. Отрасль отброшена на уровень 2005 года. Впереди — если не подъем, то хотя бы адаптация.

Далее развернулась серия докладов и дискуссий (Дмитрий Костомаров (Media Arts Group), Вадим Куликов («Витрина А»), заставивших задуматься о том, что кризис — он где-то там, где есть рынок, клиенты, дистрибьюторы, и магазины, где товары покупают, а не «берут». А у нас, как всегда, «особенная стать».

Кризис открыл глаза на роль POSM- компаний в маркетингово-рекламном цикле и миксе. Оказалось, что никакой роли и в помине нет. Есть фабрики-производители, вся заслуга которых за последние 10 лет состояла в том, чтобы наладить бесперебойное отечественное производство POS- материалов. И если кризис 90-х обрушил рынок из-за засилья экспорта, то нынешний поставил игроков в условия тотального перепроизводства никому не нужной типовой продукции. Оказалось, что сейчас как никогда клиент хочет маленькую и уникальную партию собственного дизайна для собственных маркетинговых нужд. Его уже интересует не качество выделки или даже дизайн, а рыночная отдача от вложенных средств. На повестке дня — острый недостаток в маркетинговом образовании и устойчивых связей с экспертами от мерчендайзинга и маркетинга. Это похоже на рыбалку: тот, то делает воблер, рыбу ловить не умеет. Не умеют, оказывается, до сих пор бойцы POSM, в прошлом — советские инженеры — ни быстро произвести, ни грамотно разместить свое творение, ни, тем более, объяснить клиенту, насколько повысится продающая способность полки и выкладки. И клиент «рубит» бюджеты — до лучших времен, когда ситуация станет ясной.

А между тем, кризис ежедневно обостряет внимание к ситуативной составляющей маркетинга: использованию шоп-ин-шоп конструкций на больших территориях или территориях, покинутых арендаторами, сезонных паллетах для слабоалкогольной продукции, нестандартным форматам POSM в маленьких региональных магазинчиках. Количество торговых точек растет — рынок в России продолжает развиваться в стандартных для страны условиях — «догнать и перегнать». «Догнать» для POSM означает встроиться, наконец, в маркетинговую цепочку. «Перегнать» — значит, ответить на индивидуальные запросы клиента и потребителя.

Вот такие пироги.

Конечно, дискуссия не обошлась без воспоминаний о креативе 90-х: оказывается, и у POSM есть свой «Банк Империал»: это тележки-столики для бабушек, торгующих сигаретами и головные уборы с воткнутыми в них пачками. На тот момент их было три, что лишь добавляло харизмы продавщицам. «Бабушки крутят головой, и сигареты видно всем, и не ворует никто» — объяснил Вадим Куликов собственную концепцию мерчендайзинга «уличных вендоров». «Пока существуют столь блестящие инженерные решения, Россия не погибнет» — была ответная реплика из зала.

Ссылка на основную публикацию