Вещание не для зрителей

Завершившаяся вчера выставка CSTB’2010 почти на неделю овладела вниманием связистов и вещателей. И те и другие вцепились друг в друга так, будто бы никогда прежде не виделись, но всю сознательную жизнь мечтали об этой встрече. На стендах «Крокус Экспо» тут и там скрежетали рукопожатия, подкрепленные галлонами выпитого чаю и других напитков, приемлемых в бизнес-кругах. В этом деловом водовороте не нашлось места лишь простым обывателям – кино- и телезрителям, словно не они главный источник доходов для большинства участников мероприятия.

Грядущие изменения на рынке телерадиовещания сплотили его игроков. Никто из них не назовет прошедшую CSTB’2010 бесполезной: все они не поленились собраться в рамках выставки и проявили недюжинную активность в том, чтобы подружиться, а заодно продать себя и свои услуги друг другу. Формальные деловые раунды чередовались с кулуарными разговорами по душам и по понятиям. При этом традиционно одной из наиболее острых тем, которая то и дело всплывала на поверхность, стало лицензирование вещания. Со стороны интенсивность этого бизнес-перфоманса выглядела так, будто бы на кону стоят вопросы жизни и смерти. Наверное, в этом есть доля правды: ведь от того, о чем договорятся между собой вещатели, связисты, спутниковые и кабельные операторы, поставщики контента и производители оборудования во многом зависит место, которое они займут в условиях новой «цифровой реальности». Так или иначе, мне как журналисту, пишущему о связи и телевещании, было чем заняться. Но в те минуты, когда удавалось отвлечься от основной задачи и превратиться в простого обывателя, я чувствовал себя одиноким и покинутым, как на утреннем киносеансе.

Умышленно или нет, но формат всего мероприятия в целом и большинства отдельно взятых стендов был выстроен так, словно он исключал участие массовки. Не было традиционных акций, бесполезных подарков и тонн цветастой макулатуры, в воздухе не витал запах халявы и разливного пива, а по залам не разгуливали пушистые двухметровые звери и гламурные промоутерши в бикини. Впрочем, вру, промоутерши в небольшом количестве все-таки были, но в их одеждах было недостаточно гламура, а в постных лицах и вялых движениях преобладал деловой настрой. Это нехарактерное явление для столичных выставок подобного масштаба, особенно с учетом того, что большинство представленных на мероприятии продуктов ориентировано как раз на конечного потребителя. К косвенным факторам массовости мероприятия можно отнести бесплатный вход для всех желающих, а также недавно открывшуюся станцию метро, благодаря которой попасть в «Крокус-Экспо» стало значительно проще.

Можно было ожидать, что кабельные, спутниковые и IPTV-операторы будут активно продвигать на выставке новые сервисы и искушать посетителей льготными подключениями, а производители оборудования повергнут публику в трепет грандиозными инновационными технологиями. Но ничего такого не произошло. Единственное, за что зацепился глаз – пара стендов, на которых можно было насладиться 3D-телевидением будущего. Однако пока что это не более чем модная игрушка для вещателей и операторов, такая же, как и HDTV, которая все еще не нащупала дорогу в массы. Для обывателя же 3D-телевизор в отсутствие разнообразного контента ничуть не полезнее пустого холодильника, без масла и колбасы: электричество жрет, а удовольствия никакого.

Стенды телекомпаний, производителей и поставщиков контента также не располагали к наплыву случайных посетителей. Скупые листовки и буклеты вкратце обрисовывали концепцию тех или иных телеканалов, но далеко не каждый из них можно было увидеть воочию прямо на месте. И это притом, что некоторые стартапы, такие как «Моя Планета» от ВГТРК — наш ответ Discovery, или «Война и мир» от «Корона Фильм», в рамках CSTB’2010 впервые получили возможность заявить о себе во всеуслышание. Исключением из подчеркнуто нейтральной по отношению к обывателям экспозиции был лишь стенд телевизионного холдинга «Ред Медиа», на котором бушевало представление его продукции и поэтому всегда было очень людно. Во время презентации телеканала «Боец ТВ» я попытался было прорваться на передовую, чтобы приобщиться к спортивному контенту, но чуть не получил в глаз от группы кунфуистов, вытворявшей немыслимые кульбиты прямо на стенде. Спортсмены выглядели очень убедительно, хотя было очевидно, что они пожаловали на выставку отнюдь не из Китая, а, скорее всего, прямиком из тундры, на оленях.

Из увиденного на CSTB’2010 сам собой напрашивается вывод: расширение аудитории и повышение лояльности конечных пользователей – далеко не первоочередные задачи для телеиндустрии. К слову, блуждая по лабиринтам выставки, я лишь раз наткнулся на эротический канал. Казалось бы, вот он – самый что ни на есть популярный контент! Но на его стенде было безлюдно – канал так и не повстречался здесь со своими зрителями. И лишь за стойкой, на фоне откровенных фотографий в человеческий рост, сидело поникшее создание в свитере и потертых джинсах. На ее грустном лице показательно застыла печать невостребованности. Сугубо деловая направленность CSTB’2010 подавила даже естественные человеческие инстинкты, но, может быть, в этом формате и есть секрет успеха выставки?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector