Только лидеры (Репортаж)

Отечественная медицина завершила прошедший год ударно. Объем российского рынка медицинских изделий вырос на 6,5 %. Причем практически всю текущую динамику определила именно отечественная продукция. «Наши» все увереннее вытесняют дорогостоящий импорт. Что наглядно было продемонстрировано в «Экспоцентре», на «Медтехнике 2004» с 19 по 23 апреля, убедился Андрей Лотменцев Научная и промышленная база для создания и производства современной медицинской продукции в нашей стране сохранилась. Из 20 тысяч официально зарегистрированных наименований медизделий больше половины выпускается на отечественных предприятиях. Протезы, корсеты, бандажи, очки, линзы, оправы и серьезная медицинская аппаратура были представлены в конце апреля в «Экспоцентре» не хуже импортной. На «Медтехнике 2004» более 80 % экспонентов – россиян. Из-за рубежа приехали только лидеры: Германия, Китай и Япония. И интерес у западных предпринимателей особый. Например, немецкий рынок медицинской аппаратурой уже насыщен. Отсюда повышенное значение экспорта. Однако, по мнению экспертов, в Россию завозится совсем не та техника, которая выставляется на международных смотрах, а чаще всего морально устаревшая, даже снятая с производства. Многие провинциальные медучреждения просто не в состоянии следить за реальным уровнем цен на то или иное оборудование и нередко закупают его за границей втридорога, поддавшись обещаниям тех продавцов, которые смогли наилучшим образом провести PR-компанию. Районные поликлиники часто не могут организовать сервис купленной ими на дотации дорогой аппаратуры и конечно не имеют возможности направить сервис-специалистов на стажировку за границу. В итоге дорогая импортная аппаратура оказывается на поверку одноразовой. Российские производители зачастую совсем не занимаются рекламой своей продукции. И участие в выставке для них становится единственной возможностью продемонстрировать товар лицом. Отечественное физиотерапевтическое оборудование является, по мнению экспертов, лучшим в мире. И спрос на него в российских клиниках удовлетворяется полностью. Также это относится ко многим видам рентгеновской, эндоскопической, флюорографической, наркозно-дыхательной и другой аппаратуры. Отечественные производители постепенно выходят на зарубежный рынок. Например, в США и Японию начались продажи российских инструментов из титана. Появились мобильные рентгеновские аппараты. На Заводе им. Хруничева налажено производство гиперболических аппаратов. Вообще, объем отечественной продукции на рынке медицинских изделий в 2003 г. составил 15,4 млрд руб. Сегодня 1,5 тыс. предприятий в России имеют право на выпуск медицинской аппаратуры. Время, когда медицинские производства держались на государственных дотациях, заканчивается. Те, кто смог остаться на плаву в постсоветском пространстве, уже вполне могут прокормить себя сами. Сколько из них продолжат существование на рынке после вступления России в ВТО – вопрос открытый.

Ссылка на основную публикацию