XXIX антикварный салон обошелся без выдающихся экспонатов, зато в очередной раз доказал, что антикварный рынок непотопляем
Антикварный салон в Центральном доме художника давно обрел свою форму. Продавцы высокого искусства и изделий из драгметаллов почтенного возраста тут на лучших местах, а за ними и этажом выше — торгующие разной всячиной, чей возраст невелик, ценность сомнительна, стоимость — по договоренности. Торгующие вещами попроще крепче стоят на земле, поскольку среди людей среднего достатка любителей старого фарфора, брюликов и канделябров больше, чем серьезных коллекционеров среди богачей. А про инвестиции в искусство сейчас лучше помолчать.
Галереи высокого полета, как и на предыдущих салонах кризисных лет, держат марку и цены. За марку отвечает хорошего вкуса живопись, сгруппированная почти у каждой галереи с репутацией по тематическому принципу, что скорее подчеркивает культурный статус заведений, чем их надежды на продажи. Что же касается цен, то если на предыдущих салонах их не без гордости произносили прямо в лицо журналистам, то теперь цифры называют осторожно-приблизительно или вовсе замалчивают, «надеясь на понимание».
Понять антикваров трудно, надеяться, что правду скажут, бесполезно, остается только предположить, что высокие цены, упомянутые в публикации, могут отпугнуть потенциальных покупателей. А что цены условны и в мире антиквариата есть тайны для налоговой инспекции, об этом помолчим.
Удивительно, что цену отказалась назвать даже представительница галереи Maison d’Art из Монте-Карло. Возможно, два небольших изображения святых Иеронима и Франциска кисти Понтормо (XVI в.) и вовсе не продаются, а только украшают стенд со старой, очень хорошо сохраненной живописью. Ее на этот раз заметно больше, чем обычно.
Другая бросающаяся в глаза доминанта — женские портреты. Стенд «Элезиума» состоит только из них — от капитальной работы мастеровитого Николая Загрекова (около $380 000) до двух артистичных набросков Михаила Ларионова (около $4500). Размером и стилем письма схожий с загрековским женский портрет Александра Самохвалова в питерской KGallery оценен в $40 000.
Мужская тема самым забавным образом представлена в Boccara французским гобеленом, изображающим мужика с медведем в снегах (220 000 евро). Схожего сюжета картина Василия Перова «Охота на медведя зимой» — гордость галереи «Альтруист», справедливо утверждающей, что работы такого уровня и значения редко появляются на арт-рынке.