Необходимость единой системы сбора выставочной статистики обсуждалась давно. Наконец лед тронулся. Независимая компания «РуссКом Ай-Ти Системс» признана единственным аудитором выставочной статистики на территории России, СНГ и стран Балтии. С принятием в МСВЯ такого решения теперь заговорили о конце периода стихийного формирования выставочного рынка России
О стабильности выставочного рынка в последнее время говорится довольно часто. Однако верится с трудом. Реально большинство операторов экспо-бизнеса до сих пор искажают данные об организуемых ими мероприятиях. И не секрет, что за этимстоят обычные приписки. Во времена СССР они носили просто-таки анекдотичный характер, на современном отечественном выставочном рынке ситуация выглядит примерно следующим образом: один организатор официально заявляет, что его выставку в 7000 кв. м нетто посетило 35 тыс. человек, выставочные союзы молча соглашаются, СМИ все это печатают. При этом большинство понимает, что данное экспо-мероприятие посетило очень много специалистов, действительно много, – на вскидку примерно семь тысяч человек! В итоге и выставочные средства массовой информации обвиняются в необъективности материалов. Но заинтересованы ли сегодня «выставочники» на самом деле в объективности СМИ, в публикации результатов реальной статистики, объективном анализе и журналистской точке зрения?
Чтобы проверить заявленные цифры, нужен независимый аудит выставки. А это затратная вещь. Конкурирующие организаторы (не все, конечно) поступают проще…
Кстати, также нередко объявляется, что аудитория выставки – четко выверенная, целевая, приходили именно те люди, которые нужны были экспонентам. Но, обрабатывая анкеты, выясняется, например, что 70% посетителей – это студенты а вовсе не специалисты, тем более не первые лица компаний и т.д. «Поскольку выставочный бизнес в России уже прошел стадию становления и интенсивно развивается, необходимо сотрудничество СМИ с выставочными организациями, причем в вопросе отражения выставочной статистики, – считает Андрей Андрюхин, руководитель аналитического отдела компании «ИВС». –Желая увеличить посещаемость выставки, можно пригласить студентов и школьников и они «создадут толпу», однако эффект от такой посещаемости будет крайне низок. Другое дело, когда качественная работа по информированию специалистов и правильно организованная рекламная поддержка обеспечивают высокий экономический эффект за счет посетителей, реально заинтересованных в деловом сотрудничестве. Да, на такой выставке не так много посетителей, но зато их состав более соответствует целям мероприятий, которые заключаются в создании и развитии экономических связей. Выставочные СМИ должны поддерживать культуру выставочного бизнеса, и выставочные организации будут заинтересованы в публикации подлинных результатов статистики».
МСВЯ действует
На последнем собрании МСВЯ президент Союза выставок и ярмарок Сергей Алексеев озвучил интересные факты: по действующей статистике Россия суммарно за год продает площадей на всех выставках в два раза меньше Германии, при этом посетителей у нас в два раза больше. Очевидно, что происходит завышение. Причем нередко, по признанию директора компании «РуссКом – Ай-Ти Системс» Андрея Жуковского, организаторы завышают статистические данные в пять, а то и в десять раз. К чему это приводит и зачем это делается – тоже всем понятно.Есть конкуренция, но недостоверная статистика вводит в заблуждение экспонентов. «Выставочная статистика является важной частью при планировании выставочных мероприятий, – говорит Алексей Кузьмичев, генеральный директор компании BADGE.RU. – Она одинаково важна как для организаторов выставки, так и для ее участников. Получая достоверную информацию о количественном и качественном составе посетителей, пришедших на мероприятие, и те и другие получают дополнительные возможности для более эффективной организации следующего мероприятия. Отчасти выставочная статистика нужна сторонним организациям, занимающимся формированием общественного мнения в отношении выставочных мероприятий».
По мнению ведущих операторов выставочного рынка, в основном благодаря работе МСВЯ все же наметилась положительная тенденция в плане предоставления организаторами достоверных статистических данных. Именно на последнем собрании МСВЯ решился вопрос о системе контроля выставочной статистики, созданной в его рамках. «С 1 января 2005 г. начался официальный выставочный аудит. Поистине революционными можно назвать принятые решения по контролю за выставочной статистикой, – продолжает Андрей Жуковский. – Наша компания – независимая от организаторов выставок российская фирма, имеющая соответствующие наработки в области выставочного аудита. Когда вы откроете статистику выставок, которые пройдут и получат заключение официального выставочного аудита, и сравните ее с данными прошлого года, то увидите, насколько эти данные изменятся, особенно по посетителям, – в разы!».
МСВЯ утверждены «Правила добровольного контроля выставочной статистики членов Международного Союза», где есть все определения: кого считать посетителями, участниками, что такое площадь нетто, брутто и т.д. Аудит является добровольным делом, но один из пунктов гласит: «Проверка обязательна для выставок, подаваемых на добровольную сертификацию с присвоением знака Союза». «РуссКом – Ай-Ти Системс», в свою очередь, заявляет о готовности обеспечить на всем отечественном рынке сопоставимость и достоверность. Однако не он один. «Компания BADGE.RU занимается электронной регистрацией посетителей на выставках в течение года в тесном партнерском сотрудничестве с компанией «ИВС», более трех лет обеспечивающей контроль посещаемости столичных выставочных площадок. Специалистами «ИВС» разработан и успешно реализуется механизм гибкого регулирования регистрационной системы и последующей аналитики с предоставлением заказчику исследовательских материалов. Для выставок с большим потоком посетителей мы предлагаем услугу сканирования анкет, которая позволяет сэкономить время регистрации каждого посетителя. На пресс-конференциях, презентациях, семинарах используем фотосъемку и штрих-кодирование для персонификации личных карточек гостей и участников мероприятия», – рассказывает Алексей Кузьмичев.
Цена вопроса
Вообще, аудит предполагает довольно объемную процедуру подготовки самой выставочной компании, которая решила его осуществить. «Надо обеспечить зону регистрации, оснащенную достаточным числом компьютеров, чтобы не было очередей, — рассказывает президент холдинга MVK Андрей Лапшин. – На компьютерах должны быть установлены соответствующие программы, машины должны обслуживать люди. Этот временный штат надо набрать и обучить. Нужно заказать считыватели штрих-кодов с выдаваемых в процессе регистрации беджей, а также, разумеется, людей, которые с этими считывающими устройствами будут работать. После выставки надо обработать анкеты с вопросами, на которые просят ответить посетителей. В итоге аудит выставки стоит $10–20 тыс.». Тем не менее признанный МСВЯ аудитор готов по очень низкой цене (20 центов за квадратный метр площади, нетто) с одинаковым качеством охватить практически всю территорию страны, поскольку есть более десяти представительств «РуссКома» в регионах. Выставочные компании, находящиеся в городах, где нет представительства аудитора, оплачивают еще проезд и проживание специалистов.
По словам директора «РуссКома», в 2003–2004 гг. аудит ни на что не влиял, и его результаты не имели никакого официального статуса. Соответственно желающих его проводить не было. Проверка разовых выставок носила целиком имиджевый характер. На момент выхода ER 2/2005 закончился аудит двух выставок – «РТИ, Шины и Каучуки–2005» (организатор – ЗАО «ПИК «Максима») и Cosmoprof-ExpoBeauty–2005 («Майер Джей Групп»). Последние предпочли не обнародовать результаты аудита выставки, «Максима» прошла аудит с максимальной степенью достоверности и не испугалась открыть данные.
В 20 центов/м? нетто входит определение параметров:
– открытая и закрытая площадь, арендованная отечественными участниками (нетто, кв. м.)
– открытая и закрытая площадь, арендованная иностранными участниками (нетто, кв. м.)
– площадь специальных экспозиций в рамках выставки и по ее теме (кв. м.)
– общая открытая и закрытая площадь выставки (нетто, кв. м.)
– общая площадь выставки (брутто, кв. м.)
– число прямых национальных участников
– число прямых иностранных участников
– число национальных фирм-изготовителей
– число иностранных фирм-изготовителей
– общее число фирм-изготовителей
– число и перечень стран-участниц
– число заочных иностранных участников
– число заочных национальных участников
– общее количество заочных участников-
– общее количество посетителей
– количество специалистов, посетивших выставочное мероприятие
– количество иностранных посетителей
– количество иностранных специалистов, посетивших выставочное мероприятие