Рынок рекламы на пороге перемен

Экономический кризис грозит серьезно перераспределить активы внутри рынка рекламы: в то время как операторы «наружки» и владельцы печатных изданий с трудом пытаются удержать постоянных клиентов, подсчитывая убытки, сектор интернет-рекламы показывает хороший рост. По мнению экспертов, такая тенденция сохранится вплоть до окончания экономического спада, пережить который вряд ли удастся всем игрокам.

Уже сегодня в петербургском метрополитене можно заметить пустые места под рекламу в вагонах и на станциях метро, что означает только одно: спрос со стороны рекламодателей стал резко снижаться. Начальник рекламного отдела ГУП «Петербургский метрополитен» Анна Барсукова рассказала корреспонденту Горзаказ.Орг, что проблемы с привлечением клиентов начались еще в прошлом году. «В декабре спрос был ниже, чем нам хотелось бы и чем мы планировали. В январе же и так наблюдается сезонное снижение, в этом месяце рекламы меньше всего, потому что месяц, можно сказать, постпраздничный. А тут еще и кризис отражается, и в результате количество рекламы в метрополитене ощутимо меньше, чем в январе прошлого года», — сказала она.

Новые экономические реалии потребовали от компаний сокращения расходов. Вопрос расширения рынков для многих уже не стоит – сохранить бы то, что есть, и не обанкротиться. Это серьезно отразилось на рекламных бюджетах, которые начали сокращать чуть ли не в первую очередь.

Серьезное падение спроса на рекламу отмечает и президент группы компаний «Талер» Михаил Пационко: «На конец года, в ноябре-декабре, в нашей компании никакого падения не наблюдалось, и была обычная 100-процентная загрузка. Ситуация в январе несколько поменялась. По нашим внутренним оценкам, падение спроса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило около 40 процентов. Насколько это сезонное падение, а насколько влияние кризиса, сказать пока сложно, поскольку крупные компании и бренды, которые у нас традиционно размещаются, пока еще не утвердили свои годовые бюджеты».

Специалисты рекламного агентства Eccentric отмечают падение спроса на рекламу уже на протяжении нескольких месяцев. «Рынок данной отрасли в период кризиса переживает сложные потрясения, происходит отток клиентов, рекламодатели вынуждены сокращать рекламные бюджеты. Мы в свою очередь пытаемся уделять больше времени обслуживанию уже имеющейся клиентской базы», — заявила корреспонденту Горзаказ.Орг эксперт агентства Анна Изотова.

По общему мнению экспертов, падение спроса на некоторые виды рекламы по причине кризиса оценивается в 30-40 процентов. Еще одна проблема, с которой столкнулись рекламщики, — это неплатежи. Под предлогом мирового финансового кризиса многие компании, причем крупные, говорят, что не имеют на счетах денег, и не оплачивают услуги, которые фактически были оказаны. Однако и в такой ситуации, чтобы удержать постоянных клиентов, рекламным компаниям приходится предоставлять клиентам серьезные бонусы.

Как рассказала заместитель директора по маркетингу компании Fare EXPO Юлия Сюмаченко, «сейчас рекламные агентства предпринимают активные действия по стабилизации ситуации на рынке, например: отсрочки платежей, специальные пакетные предложения, рассчитанные под клиентов. В любом случае лучше хоть как-то продать, чем не продать вообще».

Специалисты предполагают, что из-за кризиса акценты на рынке рекламы должны сместиться. По мнению Михаила Пационко, оптимизация рекламного рынка вряд ли повлияет на имиджевую рекламу: «Для наших клиентов — международных и национальных брендов, стратегия которых строится на завоевании и расширении рынков, такая статья, как «имиджевая реклама», всегда будет присутствовать в рекламном бюджете».

С этой точкой зрения не согласна Юлия Сюмаченко, которая считает, что компании как раз первым делом сокращают расходы именно на имиджевую рекламу: «Если озвучивать общую тенденцию, то можно сказать, что в структуре медиаплана сейчас, в условиях кризиса, пропадают статьи, которые направлены на имиджевую рекламу. То есть если брать, например, наружную рекламу, то ее все меньше, потому что очень большая затратная часть, а отдача небольшая в плане контактов в краткосрочном периоде».

Согласен с ней и эксперт интернет-агентства «Простор» Никита Пальянов. По его мнению, в период кризиса многим фирмам придется пересмотреть свою рекламную стратегию и возможно отказаться от имиджевой рекламы. «Имиджевая реклама – это услуга не из дешевых. Чтобы она начала работать, требуются сотни тысяч рублей. Конечно же, крупные компании, которые в этом заинтересованы, постепенно приходят к этому, но ведь рынок состоит не только из них», — говорит он.

Компании, которые захотят выжить в кризис, будут выбирать, по мнению эксперта, те виды рекламы, которые направлены на продажи в краткосрочном периоде, а не на укрепление имиджа. В такой ситуации в выигрышном положении окажется рынок интернет-рекламы. По оценкам Пельянова, за первый квартал 2009 года рост в этом секторе составит порядка 10-12 процентов. «По нашим прогнозам и оценкам, рынок интернет-рекламы набирает обороты. Бюджеты перераспределяются в пользу Интернета, потому что все больше рекламодателей сейчас отказывается от печатной и наружной рекламы. А все потому, что интернет-реклама – это максимально гибкий инструмент, который позволяет сосредоточить удар именно по целевой аудитории», — сказал он.

В одном мнения экспертов сходятся: сокращение спроса и упадок на рынке рекламы закончатся одновременно с окончанием мирового финансового кризиса, но когда кончится последний, прогнозировать никто не берется. «В ближайшие полгода рынок рекламы вряд ли стабилизируется, так же как и остальные отрасли», — резюмирует Анна Изотова.

Ссылка на основную публикацию