Решение ФАС России по делу о нарушении Российским союзом выставок и ярмарок ФЗ «О защите конкуренции» от 16 мая 2008 года

РЕШЕНИЕ по делу № 1 11/266-07

16.05.2008
г.Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии — заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника Правового управления С.А. Пузыревского, заместителя начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Н.Н. Карташова, заместителя начальника Управления — начальника отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Ю.А. Гундаровой, ведущего специалиста-эксперта отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Е.Н. Петрук, рассмотрев дело № 1 11/266-07 о нарушении Российским Союзом выставок и ярмарок (далее Союз) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
ЗАО «Крокус Интернэшнл» (далее ЗАО «КРОКУС») подало в ФАС России заявление о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в заключении субъектами рынка выставочных услуг соглашения (Кодекса профессиональной этики Российского Союза выставок и ярмарок (далее — Кодекс Союза)), ограничивающего конкуренцию на рынке выставочных услуг.
Анализ представленных документов показал следующее. Кодекс Союза содержит пункт 5.2.4, который не допускает объявление выставок по аналогичной тематике в городах, где уже проводимым выставкам присвоены знаки ведущих выставочных профессиональных объединений (UFI, РСВЯ, Гильдии).
Реализация пункта 5.2.4 Кодекса Союза, по мнению ЗАО «КРОКУС», приводит к разделу выставочного рынка по территориальному принципу и созданию препятствий доступу на выставочный рынок другим организаторам выставок с аналогичной тематикой (чьи выставки не отмечены знаками).
ЗАО «КРОКУС» считает, что согласованные действия членов Союза приводят к ограничению конкуренции.
Учитывая изложенное, ФАС России приказом от 13.08.2007 № 259 возбудил дело № 1 11/266-07 по признакам нарушения 86 членами Союза пунктов 3, 8 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции, выразившегося в принятии Кодекса Союза и присоединения к нему.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:
— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) (пункт 3);
— созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 8).
В ходе рассмотрения дела Президент Союза Алексеев С.П. пояснил, что Кодекс Союза носит добровольный характер, и ни одного наказания или исключения за несоблюдение положений Кодекса Союза не было. Любая организация может подать заявление на присвоение ей знака UFI, никаких ограничений нет, есть одно условие — выставка должна быть проведена не менее 3-х раз подряд.
Таким образом, участники выставочного бизнеса фактически не придерживаются пункта 5.2.4 Кодекса Союза.

Комиссия запросила от Союза пояснения по разработке и процедуре принятия Кодекса Союза. Представленные документы и информация позволили сделать вывод о том, что действия Союза содержат признаки нарушения части 3 статьи 11 Закона о конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности членов Союза в части ограничения по месту проведения выставок (в городах, где уже проводимым выставкам присвоены знаки ведущих выставочных профессиональных объединений).

В июне 2004 года в г.Красноярске Союз провел собрание членов Союза. Одним из вопросов повестки, предложенным Союзом на собрание — утверждение Кодекса Союза, содержащего пункт 5.2.4, который не допускает объявление выставок по аналогичной тематике в городах, где уже проводимым выставкам присвоены знаки ведущих выставочных профессиональных объединений (UFI, РСВЯ, Гильдии).
По результатам проведения общего собрания Союза (протокол № 28) члены Союза утвердили Кодекс Союза, предложенный Союзом на рассмотрение.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о конкуренции некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Также Комиссия в ходе рассмотрения представленных материалов и информации не выявила фактов, свидетельствующих о наличии в действиях ответчиков по делу признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного и в соответствии с частями 3, 4 статьи 42 Закона о конкуренции Комиссия приняла решение о прекращении участия членов Союза в рассмотрении дела в качестве ответчиков и привлечении их к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц, а также о привлечении Союза в качестве ответчика по делу (первоначально привлечен к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица), и о дальнейшем рассмотрении дела в отношении Союза по признакам нарушения части 3 статьи 11 Закона о конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности членов Союза.
До вынесения Комиссией решения по существу Союз внес изменения в Кодекс Союза и представил доказательства добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства, а именно новую редакцию Кодекса Союза, исключающую пункт 5.2.4.
Представленные в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод о наличии в действиях Союза всех необходимых признаков для квалификации нарушения антимонопольного законодательства по части 3 статьи 11 Закона о конкуренции.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 и пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Союза, выразившиеся в координации экономической деятельности членов Союза в части ограничения по месту проведения выставок (в городах, где уже проводимым выставкам присвоены знаки ведущих выставочных профессиональных объединений), нарушением части 3 статьи 11 Закона о конкуренции.
2. Дело № 1 11/266-07 о нарушении Союзом части 3 статьи 11 Закона о конкуренции производством прекратить в связи с добровольным устранением Союзом нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии С.А. Пузыревский
Н.Н. Карташов
Ю.А. Гундарова

Ссылка на основную публикацию