Проекты трех (СОБЫТИЕ)

В начале ноября произошло несколько событий, часть из которых были вполне прогнозируемы и ожидаемы, а вот кое-что стало настоящим сюрпризом. Еще пару месяцев назад мало кто мог предположить, что MVK, «Крокус» и «Экспоцентр» окажутся за столом переговоров. Однако с некоторых пор выставочный рынок перестал быть предсказуемым

Во многом это заслуга «Крокус Экспо». Его растущие выставочные площади внесли существенные изменения в календари организаторов выставок. Не менее резонансным для экспорынка оказалось и рождение, одного за другим, новых масштабных проектов «Крокуса». Не успел состояться дебют международной автомобильной выставки «Интеравто», как следом, буквально через месяц, стартует очередная новинка от «Крокуса».

Александр Борцов, первый заместитель генерального директора ЗАО «Крокус Интернешнл», считает, что сегодня на экспорынке Москвы три ведущих мебельных выставки: «Евроэкспомебель» – весенняя выставка MVK («Крокус Экспо»), «Мебель» – проект «Экспоцентра» (ноябрь) и выставка самого «Крокуса» – «Мебельный клуб», впервые состоявшаяся в ноябре этого года. Причем не успела выставка дебютировать, а ее уже зачислили в число лидирующих. Насколько это объективно?

Действительно, старт «Мебельного клуба» впечатляет. Экспозиция, разместившаяся в недавно открытом втором павильоне «Крокус Экспо», заняла около 40 тыс. кв.м. Помимо российских компаний, участвовали производители из Италии, Испании, Финляндии, Голландии, Румынии, Малайзии и Китая. Всего, по словам Оксаны Ситниковой, директора «Мебельного клуба», успешный дебют выставки обеспечили около 500 участников. Одна из особенностей экспозиции – тематическое разделение. Мягкая мебель, корпус, офис, кухни, комплектующие – все современные направления мебельной промышленности были представлены в отдельных залах. Такая организация выставки оказалось очень удобной и для экспонентов, и для посетителей, которые могли увидеть все, что их интересует, сразу в одном месте. К слову, еще одна отличительная черта новоявленного проекта – готовые квартиры под ключ, представленные рядом компаний.

Деловая программа «Мебельного клуба», по словам организаторов, была нацелена на содействие реализации творческих замыслов конструкторов и дизайнеров мебели, развитию технического прогресса в мебельном производстве и упрочнению деловых связей между участниками мебельного рынка. Одним из ключевых мероприятий стала конференция «Инвестиции в строительство «полного цикла» от фундамента до мебельных интерьеров, новые решения на рынке недвижимости – многоуровневый контрактный рынок». Тема, прямо скажем, нетрадиционная и тем не менее интересная для производителей мебели.

«В рамках нашей выставки у производителей мебельной продукции есть возможность встретиться с риелторами, инвесторами, строителями, архитекторами и дизайнерами, – рассказывает директор выставки Оксана Ситникова,. – Таким образом выстраивается многоуровневая цепочка взаимодействия профессионалов».

Другими словами, организаторы не ограничились демонстрацией диванов и кресел, а попытались охватить все, что так или иначе может быть связано с рынком мебели. «Мебельный клуб» позиционируется как ответ «Крокус Экспо» на растущие профессиональные запросы мебельных производителей. И все же, насколько в действительности представители мебельной промышленности нуждались в появлении на рынке еще одной мебельной выставки?

«До сих пор существовала нехватка выставочных площадей, что сказывалось на стоимости участия в мебельных выставках, – считает Михаил Кравченко, президент холдинга «Фабрика мебели «8 Марта»». – Из-за высоких цен или из-за нехватки свободного места на выставках многие фабрики не имели возможности продемонстрировать свою продукцию. С появлением «Мебельного клуба» у них появилась такая возможность».

Кроме того, по словам Анатолия Кочеткова, президента НКО «Союзмебель» и заместителя руководителя столичного департамента потребительского рынка и услуг, городские власти приняли решение профинансировать скидку для предприятий малого и среднего бизнеса Москвы, чтобы те смогли принять участие в «Мебельном клубе».

«Более 1000 кв. м на выставке было отведено для представителей малого и среднего бизнеса, – говорит г-н Кочетков. – В целом же около 50-ти предприятий впервые представили свою продукцию».

Участники «Мебельного клуба» единодушны: новый проект «Крокус Экспо» без особых трудностей получит пальму первенства на рынке мебельных выставок. Причем в обозримом будущем мест потенциальным участникам выставки вряд ли предстоит столкнуться с проблемой нехватки площади. Как заявил Александр Борцов: «Рядом со вторым павильоном уже запланирована площадка под третий выставочный корпус. Думаю, в конце феврале – в начале марта начнется его строительство. Предполагаем, что его площадь составит около 140 тыс. кв. м».

Стены, которые помогают

Презентации «Мебельного клуба» сопутствовало очередное громкое заявление руководства выставочного холдинга MVK, которое по традиции было сделано в стенах «Крокус Экспо».

Еще год назад даже самые дальновидные аналитики не могли предсказать союз «Крокус Интернэшнл» и MVK. Тандем этот оказался настолько же влиятельным, насколько и перспективным для обеих сторон. Сменив площадку в «Сокольниках» на «Крокус Экспо» руководство MVK с некоторым опасением следило за тем, как пройдет «Евроэкспомебель» – один из самых крупных проектов холдинга –  на новой территории. К слову, параллельно с этой экспозицией прошла 4-я специализированная выставка фурнитуры, комплектующих «Интеркомплект». Переезд этих проектов в целом оправдался: выставки заняли около 45 тыс. кв. м. Кстати, уже тогда многие из экспонентов, одобрившие смену площадки выставок MVK, заявили о своем намерении участвовать в осеннем «Мебельном клубе».

Видимо, воодушевленный удачным опытом, MVK намерен уже в следующем году представить новую выставочную концепцию – «Дом. В доме. Рядом с домом». По замыслу организаторов, она объединит четыре проекта холдинга. Весной сразу в двух павильонах «Крокус Экспо» параллельно пройдут «Евроэкспомебель», «Интеркомплект» «Деревянное домостроение»/Holzhaus и Interbass. По словам Андрея Лапшина, президента MVK, этот стратегический ход должен привлечь еще большее внимание потенциальных экспонентов, увеличить количество посетителей и, конечно, сделать работу выставок более эффективной. Таким образом, «Сокольники» покинут еще два экспопроекта MVK.

«Мы заинтересованы в расширении сотрудничества с MVK, – говорит Александр Борцов. – Холдинг для нас – стратегический партнер. Надеюсь, мы будет и дальше двигаться вперед вместе».

Значит ли это, что со временем MVK переведет все свои проекты в «Крокус Экспо»?

«Все выставочные проекты MVK переводиться в «Крокус Экспо» не будут, – заявил Алексей Шабуров, исполнительный вице-президент MVK. – Мы переводим лишь те выставки, которые по объективным причинам не могут больше существовать на площадке ВЦ «Сокольники». Переводя в «Крокус Экспо» наши масштабные проекты, мы решаем проблему нехватки площадей, подъездных путей и т.д. Между тем большая часть выставок холдинга остается в «Сокольниках»».

MVK и «Крокус» гарантируют…

Основная задача, которую ставят перед собой сейчас участники соглашения, – это достижение единой ценовой политики по мебельным выставкам. В рамках соглашения на следующий год «Крокус Экспо» повышает цены, а MVK – снижает. В течение же полутора-двух лет будет сформирована единая политика цен, т.е. будет установлен своеобразный статус-кво. При этом, как заявил Александр Борцов, цены на участие в мебельных выставках, которые будут проходить в «Крокус Экспо», будут «разумными и выгодно отличаться от цен на других выставочных площадках».

«Весной и осенью будут проходить мебельные выставки, у которых будет единая ценовая политика и высокий уровень сервиса, – говорит Андрей Лапшин. – Таким образом, мы совместно гарантируем нашим экспонентам стабильность на рынке».

Этот шаг послужил поводом для обвинений тандема «Крокус Интернэшнл» и MVK в попытке монополизировать рынок мебельных выставок. В свою очередь, участники соглашения принципиально отвергают все обвинения в проведении агрессивной конкурентной политики.

«У нас вполне естественные побудительные мотивы, – считает Александр Борцов. – Наша политика направлена на дальнейшее повышение уровня выставок как MVK, так и «Крокус Экспо». Мы стараемся выполнять наши обязательства и помогать друг другу. Каких-то корыстных целей мы не преследуем».

Андрей Лапшин подтвердил слова своего партнера, заявив, что «MVK не ставил перед собою цель объединяться против кого-либо», а вся его политика ведения выставочного бизнеса ориентирована на поиск компромиссных решений, приемлемых прежде всего для участников выставок. Однако, несмотря на уверения в чистоте замыслов, соглашение между MVK и «Крокусом» поставило выставочный центр на Красной Пресне перед выбором. Либо присоединиться к процессу формирования единой политики цен на рынке мебельных выставок, либо остаться в стороне, что, скорее всего, негативно отразилось бы на проекте самого «Экспоцентра» – выставке «Мебель». В конечном итоге руководство одних из самых крупных игроков на выставочном рынке решило сесть за стол переговоров. В то время как в «Крокусе» успешно завершилась выставка «Мебельный клуб», а в «Экспоцентре» предстояло открытие «Мебели–2005», появилась информация, что MVK, «Крокус Экспо» и «Экспоцентр» приняли решение о сотрудничестве и политике согласованных действий.

А экспоненты выбирают…

В чем и как выразится эта «политика», станет ясно уже в скором времени. Однако любопытно, насколько же ощутила выставка «Мебель», открытие которой состоялась через три дня после завершения «Мебельного клуба», появление конкурирующего проекта? До недавних пор проект «Экспоцентра», отмеченный знаками UFI и МСВЯ, занимал лидирующие позиции на рынке мебельных выставок. Так сколько экспонентов в этом году предпочли «Крокус Экспо» «Экспоцентру»?

«Я не буду уточнять цифр, – ответила Оксана Ситникова. – Скажу лишь, что все крупные бренды здесь».

И тем не менее можно ли утверждать, что статус «Мебели» пошатнулся? Если верить цифрам, то ответ на этот вопрос скорее всего отрицательный. По данным пресс- службы центра на Красной Пресне, выставочная площадь «Мебели» составила 46 тыс. кв. м. Выставка заняла все павильоны «Экспоцентра» и на 6 тыс. кв. м превысила показатели «Мебельного клуба». Свою продукцию представили более 2,5 тыс. компаний из 55-ти стран, что в несколько раз превышает количество участников проекта «Крокус Экспо». Кроме того, «Мебели–2005» сопутствовал ряд новых и интересных дополнений, среди которых «Салон элитной мебели», представленный в «Манеже», где демонстрировалась эксклюзивная, антикварная, авангардная мебель, мебель ручной работы, декоративные элементы интерьера, новые версии художественного конструирования и дизайна интерьеров. Наряду с этими современными тенденциями особое внимание посетителей привлекла коллекция мебели и аксессуаров из собрания Государственного музея-усадьбы «Кусково». В целом в «Салоне элитной мебели» участвовало около 60-ти компаний из 14 стран. Интересной получилась и деловая программа выставки «Мебель–2005». Основной темой круглого стола, организованного Российской ассоциацией работников мебельной промышленности и торговли «Мебельщики России», стало сотрудничество между российскими и китайскими мебельщиками в открытии совместных предприятий по производству современной мебели. Можно со всей уверенностью утверждать, что выставка и ее деловая часть были презентабельными и успешными, оправдав все усилия организаторов и партнеров: ТПП РФ и правительства Москвы, Министерства промышленности и энергетики, Российской ассоциации работников мебельной промышленности и торговли «Мебельщики России», Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, АО «Центромебель» и «Центрлесэкспо», Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России.

Очевидно, что устроители «Мебель» не намерены уступать конкурентам. А это значит, что следующий год как для рынка мебельных выставок, так и для экспорынка в целом будет не менее интересным, чем уходящий. Мы, в свою очередь, обещаем продолжить рассказ о развитии событий на рынке мебельных выставок. Думаем, что следующий год принесет немало интересных заявлений и решений.

Ссылка на основную публикацию