Правила развода (СИТУАЦИЯ)

В сентябре на трех разных выставочных площадках трое организаторов, представляющих разные страны, провели свои выставки. У проектов совпадают не только сроки, но и темы. Такой перехлест, а иное определение сложившейся ситуации подобрать сложно, в очередной раз продемонстрировал: наступило время жесткой борьбы за выживание. Так кто же тот сильнейший, кто в итоге получит контроль над текстильной тематикой в российском экспобизнесе?

Те, кто внимательно следит за событиями на экспорынке, могут назвать несколько примеров, когда организаторы на двух разных площадках в одно и то же время проводят свои выставки. Этим сегодня уже никого не удивишь. Но чтобы сразу три! С одной стороны, подобный факт свидетельствует, что текстильный рынок на подъеме, а с другой, что его рост неизбежно приводит к конкурентной борьбе организаторов текстильных выставок.

Давайте попробуем разобраться, что же произошло в сентябре. Для начала несколько фраз о главных действующих «лицах».

С 7 по 9 сентября в «Экспоцентре» на площади около 4 тыс. кв. м турецкая компания «Тюркель» в 4-й раз провелавыставку «Домашний уют», которая, по мнению организаторов, «прочно вписалась в рабочие календари производителей и потребителей текстиля для дома и служит удобной площадкой для взаимовыгодных контактов деловых людей и в конечном счете для удовлетворения многообразных запросов рынка». Число участников – 80 фирм.

ООО «Мессе Франкфурт Рус» с 7 по 9 сентября на территории «Крокус Экспо» провело сразу две выставки Тechtextil Rossija и Interstoff Rossija, а с 21 по 24 сентября на той же площадке –Heimtextil Rossija. Организаторы позиционируют свой третий проект, как «общепризнанный в мире бренд и главный ориентир для всех профессионалов в области домашнего текстиля». В этом году Heimtextil Rossija провели в седьмой раз. Согласно данным, опубликованным «Мессе Франкфурт», ее выставочная площадь составила 11,048 тыс. кв. м (брутто). Мероприятие посетили 12 тыс. человек, участвовали 209 компании из 24-х стран.

Параллельно на ВВЦ с 20 по 23 сентября состоялась ярмарка «Текстильлегпром», которая, как считают организаторы –ЗАО «Текстильэкспо»,с 2002 г. является «крупнейшей специализированной ярмаркой в России». По их данным, отечественные компании, представленные на ярмарке, обеспечивают выпуск 85% всех производимых в стране товаров текстильной и легкой промышленности. За последние пять лет ярмарка вышла на международный уровень: количество иностранных участников увеличилось с 7 до 25%. Около 10% посетителей (а всего их было 65 тыс.) – иностранные специалисты. В ярмарке участвовало 2,132 тыс. компаний. Экспозиционная площадь составила около 28,15 тыс. кв. м (нетто).

Так что же происходит на самом деле? Почему вышеупомянутые организаторы приняли решение о проведении своих выставок именно в сентябре? Кто выигрывает в сложившейся ситуации?

Прежде чем дать ответы на эти вопросы, давайте для начала попробуем разобраться (поскольку мы говорим о соперничестве) насколько вообще конкурентоспособны российские организаторы.

«Конкурентная среда в выставочной индустрии – явление обязательное. Иначе выставки развиваться не будут, – считает Владимир Сакович, генеральный директор ЗАО «Текстильэкспо», вице-президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности. Но вопрос о выставках не может рассматриваться отдельно от экономической среды, которую создало государство. Большое значение имеет то, в каких условиях, на основе какой законодательной базы должна развивается отрасль в целом и экспорынок в частности. Например, текстильная отрасль сегодня существует вне системы государственной оценки и влияния. Текстильная промышленность живет без каких-либо дотаций. И ситуация на рынке показывает, что эта отрасль теряет свой удельный вес, который до 1990-го г. составлял около 80–85%., а сегодня – 15–20%. Так может быть нам стоит наконец определится – нужна ли нам отрасль в целом?»

Получается, речь идет вовсе не о конкурентной борьбе, а об элементарном выживании. О каких инновациях, наличие которых есть необходимое условие успешного участия в зарубежных выставках, мы можем вообще говорить? Можно ли считать равными условия участия отечественных и зарубежных экспонентов? С одной стороны, безусловно, увеличение иностранного участия – плюс для выставки, но не за счет же снижения числа отечественных производителей.

«Есть основополагающие для государства выставки, к ним можно подобрать миллион критерий, но главным из них я считаю массовость участия отечественных производителей, – продолжает г-н Сакович. – Если мы посмотрим на тот же Heimtextil во Франкфурте, то там из 3-х тыс. участников около 700 – немцы, они доминируют над иностранными экспонентами. Это правильная политика. У нас тоже есть ряд достаточно крупных выставок, где этот принцип соблюден, и наша в том числе: из более 2 тыс. участников «Текстильлегпром» 75% – отечественные компании. И если эти условия сохраняются, в том числе и за счет разницы в ценах на участие для российских и иностранных экспонентов, то снижения объемов не происходит, а идет только рост выставок. Должен быть порядок на рынке. Кроме того, важно, чтобы существующие понятия «конкурентная среда» и «защита интересов» работали на государственном уровне. У нас сделано несколько шагов в этом направлении. Уже несколько лет ярмарка патронируется правительством Москвы, ТТП. Но пока это совершенно беззубая составляющая – у нее нет рычагов влияния. Вот, допустим, в Италии они есть. Там указом президента устанавливается иерархия – выставка национальная, выставка международная. Это приводит к соблюдению национальных интересов и наведению порядка на рынке. У нас ничего похожего нет».

Мы много говорим о конкурентоспособности отечественных и зарубежных организаторов, однако чем больше наблюдаешь за процессами на рынке, тем чаще задаешься вопросом: насколько вообще уместно говорить о конкуренции? Ведь выставки, которые зависят от государственной поддержки, но не получают ее на должном уровне, не могут конкурировать даже с теми проектами, которые находятся на дотации отечественных инвесторов. Стоит ли говорить о том, что не может быть и речи о равной конкуренции с иностранными организаторами?

«Сейчас на рынок выходит все большее число организаторов, – говорит Владимир Сакович. – Многие из них используют такой прием, как недобросовестная конкуренция. К примеру, первая выставка СPM, которую проводит «Мессе Дюссельдорф» в «Экспоцентре» (в этом году она состоялась с 7 по 10 сентября), прошла в те же сроки, что и наша ярмарка. Мы с ними выяснили отношения и дружно разошлись. А вот господа из «Мессе Франкфурт» упорно проводят свои выставки строго параллельно с нашими».

Если выставка компании «Тюркель» проходит на неделю раньше, то выставки «Мессе Франкфурт» и ЗАО «Текстильэкспо» проходят одновременно. Однако и «Тюркель» приходится непросто. Ведь их «Домашний уют» соперничает с другими выставками «Мессе Франкфурт» – Тechtextil Rossija и Interstoff Rossija. Чтобы попытаться разъяснить эту ситуацию, мы связались с представительством «Мессе Франкфурт» в России. Однако все наши попытки получить комментарии оказались тщетными. Генеральный директор ООО «Мессе Франкфурт РУС» отказался что-либо говорить, сославшись на запрет головного офиса во Франкфурте. Во Франкфурте собрались было как-то отреагировать на наш письменный запрос, однако решили этого все-таки не делать.

«”Мессе Франкфурт” в Россию привели мы, – рассказывает Владимир Сакович. – В 1999 г. мы совместно организовали первую выставку Heimtextil Rossija и делали ее пять лет. По договору с «Мессе Франкфурт» организатором Heimtextil Rossija было «Текстильэкспо». Всю внутреннюю работу – с посетителями, с площадкой – делали мы. Мы работали с экспонентами из России, других стран СНГ, Балтии. «Мессе Франкфурт» приводил на выставку участников из других стран. Обязанности были строго разделены. Затем у «Мессе Франкфурт» сменилась концепция. Они перестали работать с партнерами и стали проводить свои проекты самостоятельно. Но как-то не по-человечески. Можно было бы понять, если бы это была какая-то новая команда. Но ведь «Мессе Франкфурт» – серьезная государственная структура, за которой стоит федеральное правительство. Однако они считают возможным проводить свои выставки параллельно с нашими.

А ведь мы с ними сотрудничали не по одному проекту. В этом году компания «Мессе Франкфурт РУС» провела еще две выставки с текстильной тематикой – Тechtextil Rossija и Interstoff Rossija. Тechtextil Rossija мы делали с ними в 1993 г., а от совместной организации Interstoff Rossija отказались.

В целом, считаю, что сложившаяся обстановка неправильна. И в этом вопросе очень важна роль патронажа правительства. Оно должно понимать, какие выставки лежат в основе формирования рынка и как минимум заботиться о том, чтобы они не пересекались по времени проведения с другими. Надо видеть скрытые рычаги и формы влияния на рынок».

Но есть еще и третья выставка, о которой мы уже упоминали, – «Домашний уют». Впрочем, глава ЗАО «Текстильэкспо» не считает ее конкурентом своего проекта.

«Я думаю, эта выставка в 2005 г. проводилась в последний раз, – полагает Владимир Сакович. – Во-первых, я сужу по ее качеству. Во-вторых, почти в два раза снизились ее объемы. Однако турецкие выставки в более выигрышном положение, чем многие другие. Что такое провести турецкую выставку в Москве? Это настолько просто. В Турции есть специальные компании, которые имеют право проведения и поддержки выставок за рубежом. Они находят, к примеру, десять экспонентов, идут за господдержкой, получают ее и набирают выставку. Ведь работа по привлечению участников гораздо легче, нежели создание самой выставки, привлечение посетителей. Во многих случаях турецкие экспоненты едут практически бесплатно. А российские компании никуда не могут поехать бесплатно».

Несмотря на все обещания как-то высказаться по этому поводу, руководство представительства турецкой компании так этого и не сделало. Видимо, решив последовать принципу: «Что говорить, когда нечего говорить?».

Но если проект компании «Тюркель» не конкурент, то как быть с проектами «Мессе Франкфурт»? Как разрешить существующую ситуацию? Возможно ли объединение или это пройденный этап?

«Об объединении не может быть и речи, – считает Владимир Сакович. – Мы уже это проходили. Думаю, в конечном итоге ситуация разрешится. Каждый будет усиливать свои конкурентные преимущества. Например, мы проводим нашу ярмарку дважды в год. «Салон домашнего текстиля», который проходит в рамках ярмарки, после «развода» с «Мессе Франкфурт» вырос практически в полтора раза. У нас есть серьезная клиентура. Конечно, нам сложнее бороться на уровне сервиса. По сравнению с ВВЦ «Крокус» сейчас в разы сильнее. Но вряд ли это преимущество будет постоянным. Строительство нового павильона на ВВЦ уже началось, и осенью следующего года мы сможем провести один из разделов нашей выставки в новом павильоне, и новая площадка даст нам дополнительные преимущества».

Ссылка на основную публикацию