Площадки и организаторы (Тенденции)

В ER 1/2005 мы заявили, что доминирующей темой нашего журнала в течение года станет рост российского рынка выставочных услуг. В этом номере мы рассказываем, с какими результатами завершили 2004 г. ЗАО «Экспоцентр», выставочный холдинг MVK и МВЦ «Крокус Экспо»

«Экспоцентр» в центре

ЗАО «Экспоцентр» сегодня – один из самых сильных и ярких игроков в мире российского экспобизнеса. Причем это не только площадка, на которой походят многие крупные выставочные мероприятия, но также и фирма-организатор. В условиях бурного развития рынка выставочных услуг «Экспоцентр» тоже не может оставаться прежним.

Можно смело утверждать, что прошедший год был для «Экспоцентра» удачным. Общая площадь проведенных выставок и ярмарок по сравнению с 2003 г. возросла и составила свыше 550 тыс. кв. м, участие в них приняли более 27 тыс. экспонентов. В целом, ежегодно в «Экспоцентре» проводится около 90 выставок и ярмарок различного масштаба, в которых принимают участие свыше 12 тыс. фирм. При этом около 2 млн человек приходит ознакомиться с экспозициями, завязать полезные контакты, заключить новые контракты. Посетители и экспоненты приезжают на мероприятия из более чем 100 стран. Причем ежегодное количество иностранных фирм-участниц возросло за последние пять лет с 6,6 тыс. до 11,84тыс., а российских – с 8,84 тыс. до 15,34 тыс. (на 73%). Основная часть посетителей (80%) – специалисты отраслей, связанных с тематикой выставок.

Стоит отметить, что в последние годы возросла активность продвижения российских фирм на зарубежные рынки через участие в выставках и ярмарках за рубежом. В этом многим из них помогает ЗАО «Экспоцентр». В уходящем году компания организовала российские экспозиции на 19-ти зарубежных выставках и ярмарках, в основном промышленно-технологических и потребительских товаров.

Прошлый год для «Экспоцентра» стал знаменателен еще и тем, что четыре его мероприятия международного масштаба – «Электро», «Инлегмаш», «Мир стекла», «Нефтегаз» – были удостоены Знака UFI. Это не первое награждение. Ранее эту награду, уже ставшую синонимом признания, получили.девять других выставок «Экспоцентра»,

Естественно, что для дальнейшего развития «Экспоцентру» необходимо расширять свои выставочные площади. И хотя на «пятачке» в 15 га не очень-то развернешься, руководство комплекса планирует строительство новых павильонов. Уже появился на свет павильон № 7, на очереди восьмой (его выставочная площадь составит 8 тыс. кв. м). Следом будут сооружаться девятый и десятый. Для этого придется снести (или перепланировать) павильон № 6 (который сейчас находится у главного входа), а также слегка «сместить» северный вход на территорию комплекса (в сторону ныне существующих касс), соответственно переоборудовать и «площадь флагов». Впрочем, это пока отдаленные проекты, хотя они уже «прорабатываются» архитекторами. Кроме того, планируется строительство новых автостоянок, административных и подсобных помещений.

Общая площадь выставочного комплекса – 200 тыс. кв. м

Общая выставочная площадь (брутто) – 105 тыс. кв. м

В том числе: закрытая выставочная площадь – 70 тыс. кв. м

открытая выставочная площадь – 35 тыс. кв. м

Аудит, переезд…Что дальше?

Безусловно, предыдущий год был интересным не только для главных действующих лиц экспобизнеса, но и для тех, кто внимательно следит за его развитием. И дело не только в появлении новых и серьезных игроков, выставочных площадок и перспективных проектов. Особым предметом для наблюдения стали изменения, которые происходили в стратегии и политике отдельных выставочных компаний.

В прошлом году выставочный холдинг MVK удивил выставочное сообщество. Его руководство приняло решение о переезде одного из самых крупных своих проектов – выставки «Полиграфинтер» – из «Сокольников» в «Крокус». Переезд в целом был признан успешным, и в этом году в план выставок «Крокус Экспо» включены уже четыре проекта MVK: «Евроэкспомебель», «Интеркпомплект/Интерцум Moscow», «Росупак» и, естественно, «Полиграфинтер». Однако возникают вполне логичные вопросы: какова перспектива площадки в «Сокольниках»? неужели она исчерпала свои ресурсы?

«В прошлом году мы впервые провели выставку «Полиграфинтер» на территории «Крокус Экспо», – рассказывает Андрей Лапшин, президент выставочного холдинга MVK. – Мы остались довольны результатами. Как отметили наши партнеры, благодаря смене площадки выставка совершила новый виток в своем развитии. Между тем отмечу: выставочная деятельность на территории «Сокольников» как существовала, так и будет существовать. Перевод отдельных выставок в «Крокус Экспо» обоснован тем, что эти проекты переросли наши площади. Например, «Евроэкспомебель», которая впервые пройдет в «Крокус Экспо», была продана сразу на 2006 год с экспозиционной площадью до 60 тыс. Это вдвое превышает возможности «Сокольников». Выставки растут и требуют дополнительных площадей, поэтому происходит переезд».

В нынешнем году компания предприняла несколько шагов, чтобы укрепить свои позиции на рынке и пополнить список участников проектов MVK. В 2004 г. она одной из первых (совместно с FKМ) провела, в соответствии с международным стандартам, аудит статистики своих выставок: Analyticaexpo, «Росупак», «Полиграфинтер» и «Строительная неделя». В этом году будет проведен мониторинг выставок Woodex («Лестехпродукция»), Mashex («Машиностроение») и Дизи (?).

«FKМ – авторитетная организация, и каждый иностранный экспонент, прежде чем принять участие в какой-либо выставке, обязательно обращает внимание на статистику, которую она публикует, – продолжаетАндрей Лапшин. – Проведя анализ наших выставок совместно с FKМ, сам аудит проводила компания МСВЯ, мы получили возможность привлекать на наши мероприятия большее число зарубежных участников».

В целом, можно отметить: на сегодняшний день MVK ставит перед собой цель увеличить присутствие иностранных экспонентов на своих выставках. На это нацелен и проведенный мониторинг выставок, и совместные проекты, преимущественно с немецкими партнерами. Проведение в Москве «Интеркомплект/Interzum Moscow–2004» фактически обозначило новый этап сотрудничества Koеlnmesse, организатора крупнейшей международной выставки комплектующих для мебели Interzum, и выставочного холдинга MVK, которому принадлежит бренд «Интеркомплект». Кроме того, было подписано соглашение с компанией Messe Stuttgard, совместно с которой будет проводиться международная выставка индустрии бассейнов и саун «Интербасс», и соглашение с Tarsus Group по выставке «Этикетка/Labelshow». Ведутся переговоры с Messe Dusseldorf. Правда, об их результатах компания MVK пока предпочитает не распространятся.

Но у Андрея Лапшина нет сомнений, что новые проекты, в частности выставки «Интербасс» (ее площадь составит 2,5 тыс. кв. м) и выставка InCoExpo – «Технологии промышленной окраски», «станут брендами». Насколько обоснована подобная уверенность, можно будет сказать лишь после того, как эти проекты пройдут испытание временем. Однако уже сегодня можно утверждать, что выставке «Интербасс», которая пройдет с 29 марта по 1 апреля, уготована непростая судьба. Ее презентация состоится буквально через месяц после выставки Aqua-Therm, параллельно с которой уже в течение пяти лет проходит «Московский салон бассейнов». Этот проект компании M.S.I. уже зарекомендовал себя как брендовое мероприятие. Да и его площади вряд ли можно сравнивать со стартовыми площадями «Интербасса» (2,5 тыс. кв. м).

В целом, вряд ли можно говорить, что холдинг увеличивает количество своих проектов. Пока более уместно говорить о замещении. В прошлом году прекратил свое существование проект «Материалы и процессы». Российский рынок оказался не готов принять эту тему. Но MVK готов экспериментировать. Запланирован проект, посвященный оборудованию для добычи нефти и газа, а также выставка по электротехнике. Но пока их названия не афишируются, поскольку находятся на экспертизе по нэймингу. Между тем и этим проектам предстоит достаточно жесткая конкуренция с такими мероприятиями, как MIOGE (международная выставка нефтяной, газовой и энергетической промышленности) и «POWERTEK – Энергетика и Энергосбережение», которые организует компания ITE, а также с MOGIF – международным форумом нефти и газа (организатор – M-expo).

Оправдаются ли ожидания Андрея Лапшина, мы сможем узнать лишь после намеченных дебютов. Однако, как показывает практика, не все ожидания главы MVK реализуются. В частности, попытка соединить задачи холдинга с предложениями региональных представительств по организации выставок в итоге оказались бесперспективными. Отныне «политика в отношении регионов» будет проводиться по двум стратегическим направлениям: привлечение предпринимателей из регионов на московские выставки и продвижении бренда MVK в регионы.

В 2004 г. холдинг MVK, включая и региональные выставочные проекты, провел около 80-ти выставок. Оборот компании составил $27 млн, а суммарная площадь выставок – 214,5 тыс. кв. м. Число экспонентов за год увеличилось почти на 2 тыс. и превысило 11 тыс. компаний

«Крокус» построит метро

Строительство в Москве новой крупной выставочной площадки изначально многими воспринималось со скепсисом. Ведь есть «Экспоцентр», есть ВВЦ, есть «Сокольники». Самые успешные российские выставочные проекты проходят именно там. А возводить новый комплекс, тем более за МКАД, оправданно ли это? Однако десять месяцев спустя после открытия «Крокус Экспо» его руководство утверждает, что новый выставочный комплекс с легкостью составит конкуренцию остальным площадкам.

Первый павильон «Крокус Экспо» был официально открыт в марте 2004 г. С этого времени здесь было проведено более 50-ти выставочных мероприятий разного масштаба. В целом, они заняли около 300 тыс. кв. м выставочной площади. Партнерами «Крокус Экспо» в 2004 г. стали 24 компании-организатора из Москвы, а также из Китая, Голландии, Италии и  ряда других стран.

В 2005 г. руководство планирует расширить контакты с зарубежными компаниями – организаторами выставок и, конечно, увеличить загрузку комплекса. Уже сегодня достигнуты договоренности о проведении в «Крокус Экспо» 50-ти выставок. Контракты заключены на общую площадь 400 тыс. кв. м. Кроме того, с 1 сентября должен начать работу второй павильон комплекса, экспозиционная площадь которого составляет более 65,2 тыс. кв. м. Его строительство началось в марте 2004 г. И хотя сдача в эксплуатацию нового павильона намечена только на август нынешнего года, уже сегодня подписаны контракты на проведение здесь в конце 2005 г. экспомероприятий. Пока – на совокупную площадь 140–160 тыс. кв. м. Впрочем, руководство комплекса надеется, что к моменту завершения строительства контрактов будет значительно больше. В целом, планируется, что в этом году в «Крокус Экспо» будет арендовано не менее 500-ти тыс. кв. м выставочной площади.

Экспозиционная площадь двух павильонов МВЦ «Крокус Экспо» составит около 95 тыс. кв. м, что позволит выставочному комплексу стать в один ряд с крупнейшими выставочными площадками Европы. В планах руководства комплекса строительство третьего павильона, экспозиционная площадь которого составит около160 тыс. кв. м, а также гостиницы и бизнес-центра.

Одним из самых крупных недостатков «Крокус Экспо» многие называют его месторасположение. Комплекс находится за МКАД и рядом, соответственно, нет ни одной станции метро. Впрочем, транспортный вопрос руководством комплекса постепенно решается. Открывается автобусный маршрут от метро «Крылатское» до Митино, который будет проходить мимо комплекса. Достигнута договоренность со столичными властями о сокращении в два раза интервала движения автобусов, курсирующих между станциями метро «Тушинская» и «Щукинская». В планах строительство въезда в комплекс с внутренней стороны МКАД, и уже строится дополнительный въезд с внутренней. Но самым большим подарком для посетителей и участников выставок, проходящих на территории «Крокус Экспо», станет открытие рядом с комплексом станции метро. Дело в том, что к 2007 г. московские власти планируют протянуть линию метрополитена в Митино. Фирма «Крокус Интернейшнл» готова выступить инвестором строительства одной из ее станций рядом с комплексом.

Уже в 2004 г. МВЦ «Крокус Экспо» выступил организатором собственных выставок. В планах – расширение списка. Напомним, что компания «Крокус Интернейшнл» работает в выставочном бизнесе с 1990 г. Сейчас руководство планирует возобновить эту деятельность и вернуться к некоторым проектам, которые три года назад были проданы другим организаторам. Например, «Мода», «Мировое питание» и др. Естественно, выставки на эти темы получат другие названия, но руководство «Крокуса» уверено, что они будут конкурентоспособными.

Кстати, в сентябре МВЦ «Крокус Экспо» запускает очередной новый проект – автомобильную выставку. В этом году это будет только репетиция, но в дальнейшем организаторы хотят превратить ее в выдающееся автошоу на самом высоком уровне, способное потягаться с Московским автосалоном.

Ссылка на основную публикацию