PLC: перспективы в России (Тенденции)

Во всем цивилизованном мире публичные компании уже давно стали широко распространенной формой ведения бизнеса. Это касается практически всех сфер деятельности, в том числе и организации выставок. В то же время среди российских выставочных компаний нет ни одной, которая бы в полной мере отвечала принципам публичности

Публичные компании характеризует открытость финансовой отчетности и статистики, что делает их доступными всем желающим. Кроме того, финансовая отчетность контролируется независимым аудитором. Процедура открытости обычно необходима для проведения эмиссии акций компании на фондовых рынках. Фактически между английским понятием public company (публичная компания) и российским ОАО можно поставить знак равенства.

За рубежом практика выхода публичных компаний на фондовые рынки распространена достаточно широко. Такие случаи имеют место и в выставочном бизнесе. Яркий пример – компания ITE. Согласно данным на сайте компании, в 2003–2004 гг. ее оборот увеличился на 8,4 млн фунтов (с 52,4 до 60,8 млн). В 2004 г. прибыль достигла 18,1 млн фунтов, тогда как в 2003 г. – 15,5 млн. Год назад 100 акций компании стоили 65,25 фунтов, сейчас уже 104. Таким образом разница в цене составила 59,4%. Всего же ITE выпустила 288,610 млн акций. Все они за год принесли доход в размере 111,844 млн фунтов. При этом доход компании за 2004 г. составил 18 млн.

Выход российских выставочных компаний на фондовые рынки определяется и общей ситуацией на бирже. Руководитель департамента листинга «Фондовой биржи РТС» Оксана Деришева комментирует ситуацию следующим образом: «Если говорить о нынешнем положении вещей, то можно отметить активность в размещении акций на бирже со стороны ритейлевых, зерновых и лесоперерабатывающих компаний». Однако это не означает, что предприятиям других отраслей делать эмиссию неперспективно. Через IPO компания может привлечь в свой бизнес новые инвестиции без уплаты процентов. Вопрос только в том, готовы ли нынешние владельцы компании поделиться собственностью в обмен на инвестиции. «Кроме того, потенциальные эмитенты должны учитывать, что объем привлеченных таким образом средств будет зависеть не только от оценки перспектив их бизнеса, но и от его текущего состояния. Крупные компании, например металлургические, могут рассчитывать на большие объемы инвестиций, а компании средние, например ритейлевые, получат через IPO меньшие суммы», – заключает Оксана Деришева.

В России есть ряд причин, препятствующих приобретению выставочными компаниями статуса публичных. Генеральный директор компании «Защита Экспо» Игорь Филоненко считает, что открытость и выход на фондовые рынки имеет смысл в основном для крупных организаций. «Если обороты компании составляют сотни миллионов долларов, то она по определению должна быть открытой. Акции имеет смысл выпускать, когда оборот достигает значительных цифр. В отечественном же выставочном бизнесе преобладают небольшие и средние компании», – поясняет он.

Оксана Деришева считает, что выставочным компаниям, как и предприятиям других отраслей, проводить эмиссию выгодно. Однако сейчас на фондовом рынке они практически не представлены. Дело в том, что организационная форма выставочных компаний, как правило, отличается от ОАО. Для того чтобы выйти на рынок, им придется изменить свой организационно-правовой статус и стать публичными компаниями.

Генеральный директор выставки «МосШуз» Назим Мустафаев видит причину отсутствия отечественных компаний на фондовых рынках и в слабом развитии в нашей стране такого понятия, как деловая этика. В России существуют проблемы контроля владельцами компаний деятельности управляющих. Человек, назначенный на должность управляющего, далеко не всегда представляет интересы акционеров, а бывает, и не учитывает их. Владельцы же зачастую не хотят проводить эмиссию на бирже, чтобы не терять контроля над организацией. «Вопрос о том, стоит ли превращать компанию в публичную, – спорный. Что касается выставочного бизнеса, то многие компании фактически ничем, кроме имени и бренда, не могут подкрепить акции, так как не имеют в собственности даже выставочных площадей. Существует и проблема российского менталитета, когда какой-либо слух может резко понизить стоимость акций», – отмечает Назим Мустафаев. Он также считает, что если компания переходит в руки новых владельцев за счет покупки акций, то это может отразиться и на ее работе. Например, могут упасть доходы. Это также препятствует выходу компаний на биржу.

По мнению Игоря Филоненко, человек, ответственно относящийся к своему бизнесу, должен четко объяснить, зачем акционерам вкладывать деньги. «Их задача – получить дивиденды, и, если честно, немногие из нас могут дать внятный ответ на предложение составить бизнес-план на $10 млн и обосновать, как в течение трех-пяти лет сделать из них $20 млн. Слишком творческим делом мы занимаемся. Мне не нужно особо крупных вложений в мои выставочные проекты. У меня они растут естественным путем. Я бы предпочел развиваться за счет кредитов, нежели за счет привлечения дополнительных инвестиций посредством продажи части своего предприятия», – поясняет генеральный директор компании «Защита Экспо».

В следующем номере ER читайте более подробный материал о публичных компаниях и причинах их отсутствия на российском экспорынке.

Ссылка на основную публикацию