От любви до смерти (Дайджест)

Вся человеческая жизнь – ритуал, ограниченный рождением и смертью. Впрочем, даже на этих «ключевых моментах» можно делать бизнес. Выставочный в том числе. И ничего удивительного здесь нет. Выставки – зеркало рынка. Если можно зарабатывать деньги на любви и смерти, значит можно выставлять товары, связанные с подобным бизнесом

Особенности национального экспобизнеса

Что есть отечественная выставочная индустрия? Насколько она отличается от зарубежной? Какие особенности этого рынка имеют российские корни, а какие – позаимствованы из иностранного опыта?

Наши выставочники, и это очевидно, учатся у иностранцев. В первую очередь у немцев. Но на зарубежный опыт накладывается отпечаток российского менталитета. В чем это выражается? Все очень просто: успешный и прибыльный на Западе проект может в одночасье зачахнуть, будучи привитым на российскую почву. А даже если выживет, то вряд ли станет приносить баснословный доход. Такова пока судьба эротических выставок и проектов, связанных с похоронным бизнесом.

От печали до бизнеса

За последние десять лет выставочная тема «ритуальные услуги» стала настолько актуальна, что выставки проводятся ежегодно как в столице, так и в регионах. Одна из них  «Память» – региональная выставка ритуального искусства, товаров и принадлежностей для похорон. Здесь под аккомпанемент классической музыки модели на подиуме демонстрируют коллекцию эксклюзивных шляпок для траура и спецодежду для работников похоронных бюро. Здесь уже никто не удивляется хрустальным гробам или гробикам для домашних питомцев. А вот данные ритуальные предметы, оборудованные холодильной установкой или внутренним освещением, пока еще в новинку.

Однако вопреки всем выставленным изыскам и высокому уровню смертности в стране динамику роста проекта вряд ли можно назвать впечатляющей. На стендах пока представлены исключительно отечественные ритуальные товары. Зарубежные экспоненты, преимущественно поляки и чехи, ограничиваются каталогами. Видимо, весь эксклюзив они оставляют VENIA. Выставка, где традиционно встречаются специалисты и предприниматели в области ритуальных услуг, проходит в Брно один раз в два года, она единственная в своем роде в Чешской Республике и крупнейшая на территории Средней и Восточной Европы. VENIA занесена в перечень наиболее значительных европейских выставочных акций своего направления. Правда, несмотря на высокий рейтинг, ее выставочная площадь в 2004 г. едва превысила тысячу квадратных метров.

Получается, что в отношении похоронных проектов нам все-таки удалось переплюнуть Европу. Выставка похоронной индустрии, ритуального искусства и услуг «Некрополь», которую с 1996 г. ежегодно проводит на ВВЦ ООО «Сибирская ярмарка» ВО», в прошлом году разместилась на 1,192 тыс. кв. м. Проект, помимо прочих организаций, официально поддерживают правительство Москвы и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Помимо столицы «Некрополь» проходит в пяти-шести крупных городах России.

Другой ритуал… Другая история…

«Эрос Москва» пока и мечтать не может ни о такой поддержке, ни о таких масштабах. Хотя организаторы гордятся звездным списком своих единомышленников: Никаса Сафронова, Романа Трахтенберга, Эдуарда Тополя, Лиона Измайлова, Бари Алибасова, Лидии Ивановой и многих другие представителей шоу-бизнеса, творческой элиты и просто предпочитающих любовь смерти.

Эротические проекты – золотая жила для западных организаторов. К примеру, ежегодная берлинская выставка (в октябре она пройдет в 10-й раз) занимает не менее 40 тыс. кв. м. Ежедневно ее посещает 2,5 млн человек. Не трудно себе представить, какие дивиденды получают организаторы этого мероприятия, ставшего не только демонстрацией достижений отрасли, но и настоящим шоу, где воочию можно убедиться: запретных плодов не существует.

А вот в России эта тематика приживается с трудом. Еще в 1990-х гг. были смельчаки, пытавшиеся запустить подобные проекты, но все они в большинстве своем терпели фиаско – закрывались буквально на старте.

Однако четыре года назад выставочная компания «Защита Экспо», которую возглавляет Игорь Филоненко, начала проект «Эрос Москва». Сказать, что у этой выставки сложное прошлое и не менее сложное настоящее – значит не сказать ничего. Долгие поиски площадки и переезды, негативные отзывы в массмедиа, в которых экспозицию называли не иначе как «банальной» и даже сравнивали с Черкизовским рынком, а затем стали обвинять в пошлости и непристойности, – вот небольшой перечень того, что неизменно сопровождает выставку «Эрос» с момента ее создания.

«Нельзя навязывать какие-то ценности, нельзя стучать в дверь и заявлять, что поскольку «вы еще кипятите, мы идем к вам», – говорит сексолог Сергей Агарков. – Нельзя врываться в частную жизнь и заставлять строить ее по тем образцам, которые кажутся идеальными. И спасибо Игорю Филоненко, что у него хватает духу и смелости вести эту выставку. Ее проведение вызывает общественный интерес, заставляет подумать о том, на каком этапе развития находится наше общество, его мораль».

Площадь выставки «Эрос Москвы» сегодня составляет 1,5 тыс. кв. м. По словам директора выставки Надежды Довгаль, этого вполне хватает, поэтому пока организаторы не планируют «съезжать» с площадки «Т–Модуль».

«Я слышала такие разговоры, что якобы нас гоняют с площадки на площадку, – рассказывает Надежда Довгаль. – Мы коммерческая организация и не позволим себя гонять, и никто этого никогда не делал. Мы переезжаем, потому что об этом просят наши участники. Ни на ВВЦ, ни в «Сокольниках» нет таких площадей, которые могли бы подойти тематике нашей выставке. Мы с трудом нашли «Т–Модуль», родившийся два года назад. И мы не испытываем недостатка в площади. Все профильные компании присутствуют у нас. Наша выставка маленькая, но профессиональная, здесь собрались все сливки этого бизнеса».

Площадей «Т–Модуля» оказалось достаточно, чтобы разметить 110 компаний – участников «Эрос Москва–2005». Стоит отметить, что по сравнению с предыдущим годом количество экспонентов сократилось почти на четыре десятка. Комментируя этот факт, Надежда Довгаль заметила, что в прошлом году в выставке участвовали арт-салоны и галереи. Они перекачивали на выставку «НЮ» в ЦДХ, проходившую в одни сроки с «Эрос Москва».

«Выставка «Ню» – калька с нашей выставки. А раз появляются аналоги, значит, можно говорить, что выставка «Эрос» действительно чего-то добилась, что нам в самом деле удается продвигать эту тему, – считает Надежда Довгаль. – «Эрос» дает возможность и смелость другим компаниям проводить подобные выставки. К примеру, в прошлом году после нашей выставки в одной из картинных галерей прошла экспозиция, которую назвали «Эротика». Однако говорить о полноценной конкуренции пока нет смысла. Нет выставочных компаний, которые бы взяли на себя смелость потратить бюджет другой выставки на проведение подобной».

Говоря о цене квадратного метра на «Эрос Москва», Надежда Довгаль лишь отметила, что его стоимость гораздо ниже, чем на промышленных выставках. Но, безусловно, не цена метра привлекает ее участников. Их привлекает возможность сделать свой бизнес более цивилизованным.

«Компания «Защита Экспо» организовывает эту выставку профессионально. Хотя проект убыточен и пока не отвечает многим требованиям, но он растет, и это важно, – считает предприниматель Леонид Фишман. – Это важно для бизнеса, для профессионалов и, конечно, для населения. Чем более цивилизован рынок, тем жестче требования к продуктам и услугам, тем более защищено население, которое так или иначе вынуждено или желает пользоваться услугами или товарами на этом рынке. И хотя выставка пока небольшая, она уже заработала определенный авторитет. Сюда теперь не пускают всякую «грязь», как было в начале. Все, что представлено на стендах, сертифицировано, законно ввезено в страну, имеет свою и теоретическую и медицинскую подоплеку. Бизнес, представленный на этой выставке, – это тот самый фильтр, призванный без жестких дискуссий стать заслоном на пути различной «грязи». А в этой индустрии ее хоть отбавляй».

Сегодня выставки эротики проходят в С.-Петербурге, Ростове-на-Дону, в прошлом году впервые прошла выставка в Екатеринбурге. Организаторы говорят о «второй волне сексуальной революции» в российском выставочном бизнесе. И возможно, что уже совсем скоро наши экспоненты, представляющие этот бизнес, будут более ярко демонстрировать себя не только в родных пенатах, но и за рубежом.

Ссылка на основную публикацию