Обострение (Тенденции)

Конкуренция, как известно, один из основных двигателей рынка. Однако двигать экономику она может как вперед, так и назад. Последнее происходит в том случае, если конкуренция недобросовестная. Причем в случае с выставочной деятельностью пагубной она может оказаться не только для экспорынка, но и для других отраслей экономики

В прошлом номере журнала мы изучали вопрос о реальной стоимости создания нового выставочного проекта. Как выяснилось, дело это недешевое. Однако организаторы выставок сталкиваются не только с финансовыми проблемами. На протяжении последних лет российский экспорынок растет такими темпами, что все труднее и труднее становится разработать тематику новой выставки, не перебежав дорогу кому-то из коллег или конкурентов. Кроме того, многие российские выставочные проекты настолько успешны, что у новых игроков возникает соблазн несколько «подвинуть» их. И появляются выставки-дублеры.

«Я считаю, – говорит президент выставочного общества «Росинэкс» Игорь Прудников, – что ситуация, когда появляется новое мероприятие, которое пытается конкурировать с проектом, имеющим многолетнюю историю, не может не вызывать вопросов. Я не против конкуренции. Конкуренция должна быть, иначе весь бизнес застынет и умрет, но нужно это делать очень внимательно и осторожно».

На факт дублирования проектов можно смотреть по-разному. С одной стороны, здоровая конкуренция еще никому не мешала. Простой пример: две мебельные выставки, одну из которых проводит «Экспоцентр», а вторую – MVK. Появление «Евроэкспомебели» поначалу было отрицательно воспринято «Экспоцентром». Прогнозы были неутешительные: какая-то из выставок обязательно зачахнет. Однако в реальности все получилось иначе. Обе выставки выжили и, более того, заняли каждая свою определенную нишу. Возможно, положительную роль сыграл тот факт, что один проект проходит осенью, а второй – весной.

Ситуация, когда две выставочные компании соревнуются за экспонентов, расширяя и улучшая список предоставляемых услуг, снижая цены на выставочную площадь, улучшая условия работы на выставке, очень благоприятно влияет на рынок. Выигрывают от такого соперничества в первую очередь экспоненты, то есть те, для кого выставка, собственно говоря, и проводится. Хуже, когда молодой конкурент не просто дублирует тематику выставки, а организует ее в те же или близкие сроки, копирует деловую программу проекта-старожила.

«Подобная ситуация очень раздражительна для рынка, – говорит генеральный директор компании «Защита Экспо» Игорь Филоненко. – Причем в первую очередь даже не для выставочного. Такая ситуация раздражительна для отраслевых рынков, ради которых мы и работаем. Ведь экспонент не может в течение недели бегать по Москве с одной выставки на другую».

Хорошо еще, если новичку удастся сделать достаточно качественный проект. В таком случае, вполне вероятно, что он сможет оттянуть на себя тех экспонентов, которые по разным причинам не могут позволить себе участвовать в раскрученной выставке. Ведь не секрет, что даже выставочная площадь на новых проектах стоит значительно дешевле, чем на выставках с именем.

«Плохая выставка порождает у экспонента отвращение к выставочной деятельности вообще, – продолжает Игорь Филоненко. – Он может вообще на какое-то время перестать участвовать в выставках, поскольку перенесет свои впечатления от неудачного проекта на все остальные».

Согласитесь, вряд ли кто-то из участников выставочного рынка окажется в выигрыше при таком развитии событий.

Чтобы оградить рынок от подобных негативных воздействий, около года назад был разработан и принят Кодекс профессиональной этики Международного Союза выставок и ярмарок, а при МСВЯ создан этический комитет.

«И принятие Кодекса, и создание комитета, – говорит Игорь Прудников, – направлены на то, чтобы на первой стадии разобраться в конфликтной ситуации, попытаться организовать диалог между сторонами, объединить их возможности для создания более крупного совместного проекта или развести по срокам так, чтобы они не мешали друг другу».

К сожалению, МСВЯ вмешивается в конфликт лишь после обращения одной из сторон, а под действие Кодекса попадают только организации – члены Союза. Ведь в случае затягивания конфликта его рассмотрение передается Совету старейшин. А единственные карательные меры, которые можно применить к нарушителю, – исключение из членов МСВЯ.

Чтобы не быть голословными, приведем два свежих примера организации выставок-дублеров. Первый – выставка «Интеравто» (новый проект «Крокус Экспо»), которая должна открыться 2 сентября, через четыре для после закрытия 10-й выставки «Моторшоу».

Удивительно, но руководство компании ITE, организатора «Моторшоу», не проявляет ни малейшего беспокойства по этому поводу. Более того, как было сказано нашему корреспонденту, компания приветствует «здоровую конкуренцию и не видит ничего плохого в появлении нового проекта». Кроме того, руководство ЗАО «Крокус Интернейшнл» заявляет, что не собирается вести «подковерные игры» против проекта ITE. Наоборот они поддерживают с конкурентами рабочие отношения и надеются, что в будущем обе выставки смогут развиваться, не мешая друг другу.

Другая ситуация сложилась между компаниями M.S.I., «Евроэкспо» и «РБК–Холдинг». В начале года последняя заявила о проведении с 14 по 17 мая новой выставки «РосЭстейтИнвест». Кстати, по упоминавшемуся уже Кодексу этики компания должна объявлять о проведении выставки «не позднее, чем за один год до даты ее открытия». Должна, но не обязана. Кроме того, РБК в МСВЯ не входит, поэтому спокойно может позволить себе относиться к Кодексу, как к пустому звуку. Все бы ничего, но на 25–28 мая значительно раньше было намечено проведение 10-й международной специализированной выставки «Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Realtex–2005».

К сожалению, связаться с куратором выставки «РосЭстейтИнвест» нам так и не удалось. Дама оказалась слишком занятым человеком, чтобы потратить пять минут на общение с прессой. Более того, менеджеры выставки отказались даже назвать ее имя. Это удивительно, поскольку РБК прежде всего один из крупнейших игроков масс-медиа рынка.

Зато нам удалось пообщаться с руководством холдинга MVK. Ведь «РосЭстейтИнвест» должна пройти в «Сокольниках».

«Выставке REALTEX уже 10 лет. Она хорошо известна, ориентирована на интересы московского правительства и поддерживается его структурами, – говорит Андрей Лапшин, президент выставочного холдинга MVK. – Выставку «РосЭстейтИнвест», о проведении которой заявила одна из ведущих российских информационных компаний «РБК–Холдинг», еще никто не видел. В принципе ситуация дублирования тем и сроков выставок встречается достаточно часто. В Москве это не редкость, да и, наверняка, и в регионах «процесс пошел». Вряд ли это удастся остановить. И складывается впечатление, что это явление будет процветать и здравствовать, поскольку любая компания, которая специализируется в той или иной предметной области, на определенном этапе считает для себя возможным попробовать провести выставку. Хуже, когда такие действия предпринимают члены выставочного сообщества».

Руководство организаторов выставки REALTEX-2005 так прокомментировали сложившуюся ситуацию: «Тот факт, что за одиннадцать дней до официального открытия 10-й юбилейной выставки REALTEX открывается выставка аналогичной тематики, еще раз подтверждает явную тенденцию российского выставочного рынка, – говорит Кирилл Анисимов, генеральный директор ЗАО «Евроэкспо». – Мы не против здоровой конкуренции, однако это понятие, с моей точки зрения, не должно противоречить общепринятым нормам – в данном случае Кодексу профессиональной этики, принятому российским выставочным сообществом. Если компания, основной деятельностью которой не является организация выставочно-ярмарочных мероприятий, пытается стать игроком выставочного рынка, то логичной кажется «игра по правилам». Неэтичными являются и предложения вроде: «Участники выставки «РосЭстейтИнвест» имеют возможность воспользоваться партнерской программой РБК и получить специальные цены на размещение рекламной или иной информации на всех ресурсах РБК». Ведь согласитесь, что большинство выставочных организаторов не имеют рекламных возможностей информационных агентств».

«Я уверен, что пример выставки REALTEX – не единственный. В нашем конкретном случае особенно расстраивает тот факт, что организаторы выставки «РосЭстейтИнвест» при продвижении своего проекта используют наши материалы. Так, при оформлении интернет-сайта выставки были использованы фотографии с выставок Intertool-2003 и «Отдых-2003». Мне кажется, что в таком уважаемом информационном холдинге можно было найти более интересные материалы, чем чужие фотографии с выставок двухлетней давности, да еще и проходящих не на территории КВЦ «Сокольники», – продолжает Кирилл Анисимов. – На мой взгляд, несмотря на наличие таких профессиональных общественных структур, как МСВЯ и Гильдия выставочно-ярмарочных организаций МТПП, возможно создание дополнительного регулирующего органа. Выходом из сложившейся ситуации и инструментом приостановления данной тенденции может стать лицензирование выставочно-ярмарочной деятельности в России. Все-таки выставочные мероприятия должны создаваться и развиваться силами профессиональных выставочных операторов, которые могут обеспечить соответствующий уровень сервиса, а не компаниями других отраслей, которым вдруг захотелось приобщиться к экспобизнесу».

Чем завершится соперничество двух выставочных проектов, покажет время. Первые, предварительные, выводы можно будет сделать уже через месяц. А пока остается только ждать и надеяться, что с каждым годом число таких двусмысленных ситуаций будет сокращаться. По крайней мере в этом уверен Игорь Филоненко: «Мы все живем в обществе, и, думаю, для нас небезразлично отношение коллег, общественности, потенциальных экспонентов. А те, для кого это безразлично, скорее всего, рано или поздно покинут наш рынок».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector