Наступающая осень обещает преподнести немало сюрпризов участникам российского экспорынка. Многое из того, что обещает стать событием предстоящего выставочного сезона, готовилось заранее. И даже лето – традиционная пора затишья и отпусков – оказалось насыщенным. Сразу несколько зарубежных выставочных компаний назначили новых глав своих представительств в России. В том числе и «Нюрнберг Мессе». С 1 июля его представительство возглавляет Губерт Деммлер
Новый руководитель – новая политика. И значит, есть повод поговорить о том, каким видят в «Нюрнберг Мессе» сотрудничество с российским экспобизнесом и как оценивают его в целом. Ну, и конечно, учитывая тот факт, что господин Деммлер возглавляет представительства «Нюрнберг Мессе» не только в России, но и в Беларуси, Украине, Молдове и в странах Прибалтики, мы не упустили возможность обсудить положение дел на экспорынках в этих странах.
– Господин Деммлер, редакция ER поздравляет Вас с назначением. В связи с этим вполне логичный вопрос, что за ним последует?
–Деятельность представительства «Нюрнберг Мессе» в России в дальнейшем будет осуществляться по приоритетным направлениям. Безусловно, мы продолжим работать над привлечением участников и посетителей на наши выставки, которые проходят не только в Нюрнберге, но по всему миру. Как и прежде, мы будем оказывать консультационные услуги в области выставочного бизнеса. Однако политика нынешнего представительства «Нюрнберг Мессе» будет существенно отличаться от той, которую вел мой предшественник. Дело в том, что мы планируем выйти за рамки простого привлечения российскихучастников и посетителей на наши мероприятия. Мы собираемся организовывать выставки и в России и в этом направлении в ближайшее время будем работать очень интенсивно.
– Прежде чем продолжить разговор о предстоящей работе в России, думаю, нашим читателем будет небезынтересным узнать, что представляет собой «Нюрнберг Мессе» сегодня?
– В международном рейтинге, думаю, мы занимаем 10–11 место. Отмечу, у нас относительно небольшой штат сотрудников – всего 200 человек. При этом годовой оборот компании – более 110 млн евро. Для сравнения: у «Мессе Франкфурт» около 1,2 тыс. сотрудников и 360 млн евро оборота. После несложного подсчета становится очевидно, кто работает более продуктивно. Сегодня в мировом выставочном бизнесе не столь важно, располагаете ли вы выставочной площадью в сотни тыс. кв. м. Значительно большее значение имеет тот факт, как и сколько раз в год используется эта площадь, проходят ли на ней какие-то параллельные мероприятия, например конференции или симпозиумы. «Нюрнберг Мессе» располагает тремя современными конференц-центрами. К слову, наша общая выставочная площадь – 160 тыс. кв. м (брутто). В среднем в течение года мы используем свою территорию 13–14 раз. Нам кажется, это хороший показатель. Кстати, квадратный метр на наших площадках обходится экспонентам в 120–130 евро. Для сравнения, в том же «Экспоцентре» его стоимость составляет 200–220 евро. А ведь здесь другой стандарт сервиса.
– Что представляет собой выставочная политика «Нюрнберг Мессе»?
– Раньше для нас приоритетными были ремесленные и потребительские товары. Сейчас на первый план вышли строительство, высокие технологии, биологически чистые изделия и сервисные услуги. В мою задачу входит соотнесение приоритетов «Нюрнберг Мессе» с интересами российских участников и посетителей. Мы видим в России большой потенциал, но для того, чтобы он реализовался, надо повышать интенсивность нашей работы. Пока, к сожалению, в России о нюрнбергских выставках знают недостаточно.
– Как вы считаете, в чем причина? Почему Нюрнберг посещает так мало экспонентов из России? Насколько мне известно, в октябрьской выставке IKK, посвященной охлаждению и кондиционированию, участвуют всего два экспонента из России…
– Да, это так. Однако позвольте заметить, что для IKK приоритетна посещаемость. В целом собрать там более 10–15 фирм из России и других стран СНГ нереально. Россия практически не производит подобную продукцию, а преимущественно закупает комплектующие. Следовательно, IKK представляет интерес в первую очередь для посетителей-специалистов. Подобная ситуация сложилась и с другими темами, приоритетными для Нюрнберга – экологически чистые изделия, сервисные услуги, аксессуары, строительные материалы, экотуризм и т.д. Пока на этих выставках Россия не может быть представлена большим количеством компаний. Пожалуй, одна из главных причин этого – в России нет сертификации подобной продукции, а для нас это имеет большое значение. Например, в BioFach – всемирной выставке натуральных продуктов питания – участвует лишь одна фирма из России, и то это американское предприятие, которое здесь, на севере, собирает ягоды и с большой прибылью продает их через Канаду и Америку. А ведь могло бы быть гораздо больше участников, но думаю, что это еще предстоит. Пока же самая удачная по количеству российских участников нюрнбергская выставка – IWA and OutdoorClassics («Охотничьи и спортивные ружья, аксессуары для отдыха на открытом воздухе»). В ней участвуют 40 компаний из России, и приезжает много посетителей. Или, например, выставка литья Euroguss, которая пройдет в марте 2006 г. Думаю, там тоже будет немало экспонентов из России, поскольку это направление здесь развито. В целом ситуация на том или ином рынке, в отрасли, промышленности напрямую отражается на участии в наших выставках. Думаю, что со временем количество экспонентов из вашей страны вырастет.
– Вы сказали о намерении проводить выставки в России. Когда стоит ожидать премьеры в Москве?
– В принципе, мы уже активно работаем на российском экспорынке, но преимущественно в чужих проектах. За последний год мы вышли с пятью-шестью коллективными стендами на разных выставках С.-Петербурга и Москвы. Однако о том проекте, который мы планируем проводить в России, я пока умолчу. Скажу лишь, что работа по его организации уже началась. Мы ориентируемся на осень 2006 г. По сути, эта выставка покажет, с кем нам работать в будущем и какие тематики будут наиболее востребованы. В целом, думаю, для России могли бы быть интересны проекты, связанные с промышленностью, высокими технологиями, в том числе и выставка, посвященная защите окружающей среды.
Однако прежде чем принимать окончательное решение, надо посмотреть, как будут развиваться события уже нынешней осенью. От этого зависит наш выбор выставочной площадки.
– Вы ждете второй очереди «Крокуса»?
– Когда я работал в представительстве «Мессе Франкфурт», к меня был опыт работы с «Крокусом». «Мессе Франкфурт» стала первой зарубежной компанией, начавшей сотрудничество с этой площадкой. В прошлом году там прошло несколько выставок, и все были достаточно удачными. Это неплохой опыт. Но если говорить о других площадках, то у «Экспоцентра» есть имя. Это международный бренд. Впрочем, все относительно: везде есть свои преимущества и свои недостатки. Надо стремиться найти наиболее приемлемый вариант. В принципе, выставку можно сделать в любом месте. Ведь главное – тематика проекта, ее способность заинтересовать потенциальных участников.
– То есть пока вы приглядываетесь, но выставочного партнера еще не выбрали?
– Нет, пока мы не определились. Это не так просто. Ведь сегодня выставочный бизнес в России переживает непростые времена. Два-три года назад наблюдался определенный застой в этой сфере. Потребуется не менее трех лет, чтобы подняться на другой уровень. В то же время уже сейчас появилась масса новых возможностей, новые выставочные площадки. И без конкурентной борьбы здесь не обойтись. Уже сейчас она обрела удивительные формы. Получается любопытная картина: с одной стороны – новые возможности, с другой – непредсказуемость развития событий. Последнее, к сожалению, – антиреклама для российского экспорынка. И поэтому мы должны двигаться очень осторожно. То же самое можно сказать и в отношении выбора тематики выставочных проектов.
Думаю, сегодня многим, кто работает на московском выставочном рынке, приходится непросто. Обратите внимание, что, к примеру, происходит с такими темами, как автомобилестроение, деревопереработка, продукты питания. Практически все темы, гарантирующие большие дивиденды, перераспределяются. Появились новые выставочные площадки и, соответственно, новые игроки в этом бизнесе, которые пытаются взять под контроль прибыльные темы. К чему это может привести, пока неясно. Можно ли в такой ситуации считать экспорынок стабильным? Думаю, скоро мы увидим любопытные вещи.
– Вас не пугает такое развитие событий, тем более что на фоне всего вышеперечисленного «Нюрнберг Мессе» намерен выводить на этот рынок свои проекты?
– Нет, не пугает, поскольку я привык предвосхищать возможное развитие событий. Необходимо обладать информацией. Не зная ситуации, нельзя принять правильное решение.
– Вы представляете «Нюрнберг Мессе» еще и в Беларуси, Латвии, практически во всех бывших республиках СССР. Как там развивается экспорынок? Можно ли его сравнивать с российским?
– Думаю, нет. Это разные рынки. К примеру, экспорынок Прибалтики сейчас находится не в лучшем положении. Отрицательно сказалось вступление в Евросоюз. Закрылись границы, которые раньше позволяли сотрудничать с Россией, Беларусью, Украиной. В основном сейчас там проводятся национальные выставки и практически нет международных. По сути, этот идеологический ход вредит экспобизнесу.
– «Нюрнберг Мессе» со своими выставками пока туда не собирается?
– Не могу ответить однозначно. Там есть интересные тематики, но мне кажется, что Прибалтике лучше сотрудничать с Беларусью. Перед тем, как делать ставки, надо видеть перспективу. Выставки прежде всего должны быть качественными, как по темам, так и по количеству участников и посетителей. У меня есть сомнения, что туда можно привозить большие проекты. Пока интерес представляет российский и украинский рынок: во-первых, они прозрачны, а, во-вторых, здесь нормальные условия для работы.
– Готов ли Нюрнберг выделять солидные бюджеты на российский рынок?
– Все зависит от условий. Если будущее здесь будет более предсказуемым, то, скорее всего, да. Однако в противном случае лучше вкладывать в другие рынки.
Россия – огромный выставочный рынок. Но если мы посмотрим на опыт таких стран, как Германия, Италия, Франция, то увидим, что там рынок основывается на дифференцированной системе выставок. В Германии около 15-ти городов, где активно проводятся выставки, и около восьми, где площадь выставочных центров составляет более 100 тыс. кв. м. Почему в Германии или в той же Италии такие мощные региональные выставочные центры? Это следствие политики развития экспобизнеса после Второй мировой войны. Чтобы дать экономический импульс развитию страны, по всей Германии проводились выставки и строились экспоцентры. Выставки делают большой вклад прежде всего в развитие регионов. Если мы посмотрим на опыт России, то увидим, что две трети выставочного бизнеса сосредоточены в Москве и С.-Петербурге. Более-менее выставочный рынок развивается на западе страны, а на востоке стремится к нулю. Однако где создаются богатства России? Безусловно, натуральные ресурсы и промышленность сконцентрированы не в Москве. Поэтому 300 тыс. кв. м выставочной площади для Москвы было бы вполне достаточно. Это надо еще умудриться постоянно загружать такие объемы. При этом деньги, которые сегодня вкладываются в расширение уже существующих выставочных площадей, были бы гораздо более оправданы в регионах, нежели в столице. В перспективе такая политика способствовала бы стабилизации страны. Но это мое личное мнение, я могу и ошибаться.
– В связи с этим как Вы считаете, какую роль для развития российского экспобизнеса сыграет конгресс UFI, который в октябре пройдет в Москве?
– Конгресс UFI будет полезен прежде всего для обмена мнениями и опытом. В связи с тем, что сегодня сложилась достаточно критическая ситуация в экспобизнесе во всем мире, конгресс позволит сообща обсудить все существующие ныне проблемы. И кстати, это будет полезным и для московских выставочных компаний. Появится возможность всем встретиться и обсудить положение дел.