На выставке «АрхМосква-2010» представили архитектуру будущего

Архитекторы со всего мира всерьез задумались, как улучшить и правильно использовать то, что уже есть. Ведь ремонтировать — не строить! Главное, говорят, оригинальность: решили всякий дом превратить в произведение искусства. В городе невозможно будет заблудиться. На вопрос «где живешь?» можно будет ответить: «в Шишкине» — в доме, фасад которого украшает картина Шишкина. Еще одно новаторское предложение — строить не «на века», а так, чтобы здание в случае чего легко и без вреда для окружающей среды можно было разобрать. Идеальный дом будущего еще не построен, но он точно будет функциональным, экономичным и безотходным. На архитектурной биеннале в Центральном доме художника — сотни тому подтверждений. Стекло, которое меняет прозрачность от погоды, и стены, которые дышат. Только вот не ясно, как скоро эти чудеса доберутся до обычных квартир. «Перестройка» — термин, некогда популярный у политиков, сегодня снова в моде. На этот раз не среди устроителей судеб мира, а среди строителей городов. Они предлагают не расширять площади мегаполисов, а уплотнять уже имеющиеся. Для России такая «Перестройка» — понятие новое, оно и стало темой II Московской биеннале архитектуры. «Перестройка» хорошо описывает идею биеннале — надо не строить новые города, здания, а перестроить существующие. Улучшить эффективность, экологичность в уже существующей среде», — поясняет куратор II Московской биеннале архитектуры (Нидерланды) Барт Голдхорн. Здание Центрального дома художника, где расположились экспозиции биеннале, само могло бы стать одним из ее объектов, вполне вписываясь в концепцию «Перестройки». 11 тысяч квадратных метров выставочного пространства, 210 зодчих из России, Европы и США и множество идей трансформации устаревших городов. «Здесь представлено много новейших разработок в области архитектурной мысли. Несмотря на упреки в незрелищности, мы все-таки идем по тому пути, что архитектура — это умная наука и искусство. Важно, чтобы биеннале была поводом к работе», — подчеркивает куратор проектов II Московской биеннале архитектуры Елена Гонсалес. Под незрелищностью кураторы понимают отсутствие таких ярких, подчас даже эпатажных, проектов, какие зодчие привозят на главный архитектурный смотр мира — Венецианскую биеннале. Зато Московский форум куда более практичен. Не в макетах, так в чертежах можно увидеть, как уже в ближайшее время строители постараются изменить наши города. Центральный экспонат вставки — мастер-план Перми, разработанный голландцем Киисом Кристиансе. «Уже сегодня необходимо подготовить наши города к демографическим и климатическим изменениям. Я очень рад, что участвую в этом глобальном процессе развития новой концепции градостроительства в России как один из авторов. И хочу подчеркнуть, что мастер-план Перми, который мы сегодня представляем, это не просто фиксированный документ, набор рисунков, по которым мы будем строить — это целая система принципов постепенной трансформации города», — отмечает Кристиансе. У этого плана три цели: развитая инфраструктура, достойное массовое жилье и уплотнение застройки. При этом изменения затронут не только новые районы. В России подобные проекты нередко вызывают протесты, особенно у тех, кто опасается за исторический облик городов. Но варяги архитектуры считают эти страхи беспочвенными. По словам куратора биеннале Барта Голдхорна, далеко не каждое старинное здание достойно сохранения. «В России никто не верит, что изменения — это улучшения, а не ухудшения. Люди могут жить в плохом, проблемном районе, но они не верят, что эти проблемы можно решить. Если это зелень, они говорят: не надо трогать, это экология. Если дорога — не надо трогать, нам не хватает улиц для машин. Если дом, то это исторический дом. Город замирает. Но поскольку идут большие денежные потоки, там все равно возникают объекты, подчас ненужные. Задача архитекторов — убедить людей, что можно инвестировать деньги в улучшение общественного пространства», — говорит он. Варианты улучшений представлены в фойе ЦДХ, в экспозиции под названием «Город перестройки». Проект «Наша новая школа» уже в стадии реализации. Предлагает несколько вариантов зала-трансформера — универсальной и компактной пристройки к стандартной школе. Получается и стадион, и театр, и дискотека — в зависимости от того, что нужно для конкретного случая. А проект «Facelift: новые лица старых знакомых» пока не выглядит легко осуществимым, зато его идеи для Москвы революционны. «У нас дома типовые, одинаковые, лишь немного отличаются по цвету. Нам хотелось бы сделать дома, совершенно не похожие друг на друга, придать каждому зданию индивидуальность», — поясняет куратор проекта Facelift Владимир Юзбашев. Типовые дома могут быть такими же разными, как полотна в лучших галереях России. Сегодня постройки 1960-х, 1970-х годов утепляют, облицовывая стандартными панелями. Группа молодых архитекторов предлагает сделать эти панели цветными, тогда фасады можно будет превращать в узнаваемые картины великих живописцев. А микрорайоны получат названия, например, «Третьяковка» или «Эрмитаж», «Шишкин» или «Васнецов». «Мы можем целиком поменять архитектурное лицо Москвы. Чтобы это сделать, нужна общественная дискуссия. Большинство людей не обращают внимания на архитектуру, поскольку все дома одинаковые. Мы хотим показать, что архитектура может быть интересной», — отмечает Владимир Юзбашев. Можно не только изменить существующий город, но и возродить старый. «Крапивна: воскресение» — название проекта студентов Московского архитектурного института. При жизни Льва Толстого Крапивна была торговым уездным городом, и имение Ясная Поляна входило в Крапивенский уезд. Останется ли нынешняя тульская деревушка лишь воспоминанием — ответ будущего. «При наличии реальных нерешенных проблем делать отвлеченные утопические выставки было бы неправильно. В архитектуре, безусловно, есть все качества, присущие искусству. Но это искусство реального», — подчеркивает Елена Гонсалес. Пока российские мастера думают, как изменить районы, когда-то застроенные наспех и без изысков, западные серьезно заявляют о необходимости перестройки, в том числе и исторических центров. Они — зодчие-космополиты, которые работают по всему миру и привносят свой стиль в каждый пригласивший их мегаполис. Как в этих условиях сохранить архитектурную уникальность городов? На этот вопрос ответа у куратора Московской биеннале пока нет.

Ссылка на основную публикацию