Моделирование на тему (ЗАРУБЕЖЬЕ)

Существует стереотип, согласно которому экспобизнес, если анализировать процессы, происходящие в этом сегменте на постсоветском пространстве, по-настоящему развивается лишь в России, а если быть более точным, в Москве. Однако на фоне динамики больших рынков не менее интересен опыт маленьких, где формируются свои модели и стратегии становления

В этом смысле во многом показательным может стать пример Грузии. На наш взгляд, существующая там модель развития, сформированная под влиянием экономических и политических процессов, происходивших после распада Союза и во многом определивших сегодняшний климат в стране, заслуживает обстоятельного разговора. В качестве собеседника и эксперта мы пригласили Каху Гвелесиани, председателя наблюдательного совета компании Expo Georgia, которая занимает лидирующие позиции на рынке Грузии. К слову, в этом году компания пополнила ряды членов UFI.

– Expo Georgia – частный выставочный центр и организатор выставок. Свой бизнес мы начинали с нуля. Во времена Советского Союза центром экспоиндустрии являлась Москва. Здесь организовывались выставки, которые потом проводились и в союзных республиках. Однако там не видели необходимости в строительстве больших выставочных площадей, да и опыта в организации было маловато. Поэтому прежде чем приступить к организации выставок, нам понадобилось несколько лет, чтобы создать свой менеджмент. Выставочная площадка Expo Georgia – бывшая ВДНХ Грузии, которую нам пришлось буквально «поднимать из пепла», настолько в плачевном состоянии она находилась. В 1994 г. мы ее приватизировали. А уже через год стали заниматься международными выставками. Сегодня мы проводим выставки по строительству, медицине и косметике, транспорту, логистике, перерабатывающим технологиям, энергетике, полиграфии и рекламе, есть аграрный проект. К слову, мы выступаем еще и как застройщики. В целом в 2006 г. мы запланировали девять наших экспозиций, а шести проектам (пока я располагаю этой цифрой, но думаю, что будет больше) мы предоставим свои выставочные площади. Это около 5 тыс. кв. м. Однако для некоторых проектов их уже не хватает. Поэтому сейчас мы работает над расширением выставочного центра. Мы не стоим на месте.

Правительство Грузии оказывает влияние на развитие выставочного бизнеса? Нуждается ли экспобизнес в такой поддержке?

– Политическая поддержка всегда была и есть. В верхах понимают, что выставочное дело способствует развитию экспорта и импорта, туризма. Конечно, в целом индустрия нуждается в поддержке правительства. Выставочное дело все-таки еще слабо развито. Но если мы говорим конкретно о выставочных центрах, то тут степень поддержки определяется свободой рынка. Логично, что потребность в государственной поддержке гораздо выше там, где есть тенденция контроля рынка со стороны властей, в отличие от рынка, где степень контроля низка. Мы часто говорим о создании свободного рынка и при этом смотрим на опыт западных стран. Но там рынок развивался совсем по другой схеме, нежели в странах, переживших социализм и пытающихся сегодня создать культуру управления.

В Грузии произошло много изменений, и прежде всего на ментальном уровне. Однако тенденции контроля рынка существует. Не думаю, что в России эти процессы менее заметны и действенны. Но если мы говорим о по-настоящему свободном рынке, то он должен регулироваться, а не контролироваться. Однако в наших странах этого пока не происходит. Поэтому выставочная индустрия и отдельный выставочный бизнес зачастую нуждаются в государственной поддержке. И, к сожалению, это сказывается на конкурентоспособности. Но здесь нельзя обобщать, у каждой страны свой путь развития. Впрочем, я считаю, что компания Expo Georgia достаточно независима от государства.

Можно ли говорить, что у экспобизнеса в Грузии своя модель развития? Что для нее характерно?

– Никогда не соглашусь с мнением, что на постсоветском пространстве экспорынок существует только в России. Я так не считаю. Однако не думаю, что можно провести параллели между нашим и московским рынком – у нас же абсолютно разные масштабы. Москва – огромный рынок, динамику которого нельзя сравнивать с небольшими. Я считаю, наш региональный рынок никогда не будет таким активным, даже при наличии интеграционных экономических процессов, как в России, и в частности в Москве. Здесь своя модель развития, которую почему-то часто сравнивают с немецкой, на мой взгляд это неправильно. В Германии, к примеру, абсолютно другое понимание выставочного бизнеса, и вмешательство частного сектора в экспоиндустрию очень скромное. Все контролируется государственными и полугосударственными структурами, ассоциациями. Немецкий экспобизнес более тесно, чем в других странах, связан с политикой и экономикой. Это прежде всего государственный экономический инструмент. Подобного нет в странах постсоветского пространства, точно так же как нет в США, Великобритании и Франции. В этом смысле немецкая экономика достаточно консервативна и больше социальноориентирована.

Возвращаясь к нашему опыту, можно сказать, что, безусловно, выставочное дело в Грузии развивается. У нас на этом рынке работает несколько компаний. Конечно, их не так много, как в Москве, но они есть. Однако в регионе существует лишь один выставочный центр – наш в Тбилиси. Других выставочных центров на Кавказе, к сожалению, нет. В Баку и в Ереване выставки проводятся на неспециализированных площадках.

Получается, что ваша компания монополист?

– Нет, ведь есть же площадки, где можно проводить выставки, где они проводятся. В целом создание новых выставочных площадей – лишь один шаг в развитии экспобизнеса. Это обязательное условие, но не единственное. Лучше работать над тем, чтобы спровоцировать потребность в выставочных площадях, т.е. развивать сам выставочный бизнес, чем строить экспоцентры, которые могут оказаться никому не нужными. У нас, к примеру, возникла необходимость расширения площадей, поскольку выросли выставки. Думаю, к концу 2007 г. займемся строительством: за шесть месяцев планируем расширить свой выставочный центр.

Уместно ли говорить о конкуренции в Грузии? Из ваших слов складывается ощущение, что ее просто нет.

– Почему же? Ведь мы не одни на рынке. У нас успешно работает ITE. Кстати, они неплохо работают и в Азербайджане. Можно ли их считать нашими конкурентами? Естественно. Они создают выставочный проект, а затем экспортируют его в разные страны. Таким образом, расходы небольшие, да и рисков практически нет. Помимо ITE есть другие компании, занимающиеся организацией выставок. Однако большинство из них ориентированы на consumer show. Что касается индустриальных выставок, то тут мы пока безусловные лидеры. Успешно развивается строительная, медицинская выставкы. По сравнению с прошлым годом наша выставка телекоммуникаций выросла на 40%. А вообще на рынке существует двадцать с лишним экспопроектов. Из них около десяти – наши и как минимум шесть – привозные.

Сколько стоит квадратный метр на ваших выставках?

– От $220 до 300. В целом можно сказать, что у нас не двойные, а тройные стандарты. Для компаний из стран СНГ у нас одна ценовая политика, для представительств иностранных компаний – другая, для иностранных компаний – третья. От $220 до 300 – это цена для иностранных компаний, а для остальных действуют скидки от 10 до 25%, но не больше. В целом число иностранных участников в наших проектах составляет минимум 20%. В основном это компании из Германии, Великобритании, США, Греции, Турции, естественно, из России, из стран Восточной Европы. В последнее время активно выставляются китайцы. В первую очередь их интересуют телекоммуникации, компьютерная техника, электроника, строительство.

Имеет ли для вас смысл выходить со своими проектами за пределы Грузии?

– Имеет, и мы планируем этим заняться. К примеру, в странах Бенилюкса и Скандинавии очень много транснациональных компаний. На протяжении многих лет там создавался такой климат, который позволял бы экспортировать интересы своих бизнесменов. Можно сказать, что это одна из основных преимущественных черт модели развития экспобизнеса в небольших странах. Думаю, что через год-два и мы будем экспортировать свои интересы. Однако о том, куда именно, пока говорить рано. Есть наметки, но точные направления пока не выбраны.

Ссылка на основную публикацию