Международный груз (Тенденции)

Ни для кого не секрет, что экспобизнес считается одним из самых престижных и прибыльных. На выставке экспонент заявляет о себе. Проводит презентацию собственных разработок. Именно там компании и организации находят большинство своих покупателей или инвесторов. В итоге определяются позиции игроков на рынке. Однако все усилия могут пройти прахом, если возникают трудности с доставкой груза через границу. Тема сложная. Проблемная. Говорить о ней никому из участников рынка особенно не хотелось. С комментариями затягивали, в лучшем случае советовали обратиться к другим специалистам, а те переадресовывали дальше. Причина – новый Таможенный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 2004 г. Согласно новым правилам, минимальная цена выхода на рынок составит около 40 млн руб. Как считают специалисты, эти требования окажутся не под силу большинству игроков, что приведет к сокращению количества перевозчиков и складских хозяйств. Выставочные и транспортные компании напряглись. Ждут резонанса. И пока законодательная специфика ясно не очерчена, работают на «полупостановлениях». С транспортной фирмой, занимающейся перевозками особо ценных грузов через границу, сегодня сотрудничает почти каждая компания, желающая выставляться за рубежом. Но даже транспортники-профессионалы порой пасуют перед Россией. Это вполне понятно, иностранным участникам приходится платить не только за визы, но и за приглашения. А пошлины иногда ничем не отличаются от стоимости самих экспонатов. Ознакомившись с прайс-листом, экспонент может «выбыть» в последний момент. Если у компании-организатора нет списка «запасных» претендентов на экспозиционную площадь, пустующий стенд на выставке ему обеспечен. Что везти Проблемы возникают прежде всего со временем растаможки груза. Обычно транспортные компании начинают эту процедуру за 5–7 дней до открытия выставки. Длиться она может достаточно долго. Хотя новый кодекс и определил, что груз должен оформляться в течение трех дней с момента подачи таможенной декларации, а не десяти, как было раньше. «Представьте, что вы получаете пять выставочных легковых автомобилей и пять сувенирных ручек, – комментирует менеджер транспортно-экспедиторской компании «Ака-Транс-М» Александр Куляпин. – Так вот таможенный контроль эти пять ручек будут проходить наравне с автомобилями». Участник начинает нервничать, торопиться. И совершенно естественно, ведь активное участие в различных тематических выставках и международных симпозиумах и конференциях принимает огромное количество фирм и компаний. А среди них есть серьезные конкуренты. Иногда экспонентам идут навстречу. Зачастую экспедиторы работают даже ночью. «Таможенное оформление выставочных товаров отличается от контрактных грузов большим количеством номеров, – рассказывает советник гендиректора «ДМБ-Экспо» Юрий Брохин. – Сложнее всего, когда фирма поставляет от 30 до 100 наименований товаров. Выставка очень скоротечна, всего три-четыре дня. Если экспонент не получит товар своевременно, то он теряет день или два, а для него это провал. Он затратил деньги на экспедирование груза, на поездку, командировочные и т. д., а в выставке не участвует». Бывали случаи, когда выставка уже закончилась, а процедура таможенного оформления еще идет полным ходом. Процедура требует множества согласований. Без подписей начальника отдела режимов, начальника отдела поста, а также самого начальника таможни груз останется на посту. Поэтому транспортные компании дают гарантию на своевременное таможенное оформление экспонатов только при определенных условиях: транспортные документы и инвойсы, а также упаковочные листы должны быть оформлены соответствующим образом, груз поставлен в конкретные, заранее определенные сроки, а авансовый платеж переведен на счет компании-перевозчика. И это их право. Организация может выступить для таможни гарантом обеспечения режима временного ввоза. В случае нарушения экспонентом таможенных правил (например, отсутствие должного оформления груза) транспортники несут ответственность перед таможней и подвергаются штрафным санкциям. Все больше нареканий, по словам экспертов, вызывает выставочный груз из Китая. Нередко на весь ассортимент выписывается один сплошной лист. И все это нужно распаковать, разложить и сверить (сырье, образцы одежды, мебели, различная фурнитура, детские игрушки, косметика и т. д.). Не меньшие сложности возникают с украинской алкогольной продукцией. Для дегустации в качестве экспонатов разрешается представлять не более пяти бутылок одного наименования. Это акцизный товар и идет он на специальную акцизную таможню. По новому кодексу, если с алкогольной продукцией вместе идет еще что-то, то это нужно оформлять там же. А на акцизной таможне нет специализации выставочных товаров. Здесь скапливаются десятки, а то и сотни фур. И экспоненты вынуждены стоять в общих очередях. Куда пойти По таможенным правилам, должна быть встречающая сторона, которая обеспечит временное хранение и вывоз груза в том же состоянии, в котором он пришел. Такие возможности есть в основном у крупных московских выставок. Остальные выкручиваются как могут. Многие организаторы советуют своим экспонентом либо найти третье лицо, которое возьмет на себя подобную ответственность, либо обратиться в специальные выставочные таможни. Сегодня в столице каждая выставка прикреплена к своему таможенному округу. Лет пять назад была только одна Московская выставочная таможня, нацеленная исключительно на проведение экспомероприятий. Ее ликвидировали и все выставки, которые были в разных концах города, распределили по определенным таможням. Выставками занимаются специальные таможенные посты. Что касается отправки грузов за границу, то здесь особых проблем нет. Тем более, когда все четко оформлено и соответствует документам. «Вопросы опять же возникают, когда клиент неправильно заявляет свой груз. Приходится разъяснять, – говорит заместитель начальника отдела выставочного экспедирования компании «ЭкспоВесТранс» Владимир Азаров. – Чтобы груз получили за рубежом, мы сообщаем зарубежным экспедиторам, как и когда он приходит, и указываем его характер. И уже они занимаются получением, доставкой, распаковкой-упаковкой, монтажом и т. д. Иногда, если выставка большая, выезжает наш представитель. Что касается высоких пошлин, то я не знаю ни одного случая, чтобы российские экспоненты по этой причине отказались от участия в выставке». Тем не менее, количество проводимых в стране международных выставок ежегодно растет. Сейчас Россия фактически переживает второй выставочный бум. Центр выставочной активности находится, естественно, в Москве, а собственно процесс развития проектов идет по пути концептуализации. Хотя работники выставок отмечают, что принятый Таможенный кодекс весьма суров к таможенным брокерам и владельцам таможенных складов, требуя достаточно крупных сумм за право работать с таможней. В итоге получается, что новый Таможенный кодекс во многом рассчитан на крупные фирмы. Однако, как считают в ГТК РФ, это не приведет к монополизации рынка услуг, связанных с таможенным оформлением товаров. В то же время, по оценкам международных экспертов, через несколько лет Россия сможет составить серьезную конкуренцию в сфере выставочного бизнеса таким «ярмарочным» державам, как Германия и Голландия.

Ссылка на основную публикацию