Среди прочих выставок, которые могут быть интересны участникам строительного рынка, можно выделить несколько проектов, ставших почти обязательными для тех, кто ищет новых партнеров и перспективные контракты: «ОСМ», «Строительная неделя» и, конечно же, MosBuild. И если последняя большинством участников воспринимается в первую очередь в качестве имиджевого мероприятия, то «Строительную неделю» экспоненты определяют как «рабочую лошадку»
Конкуренция, как известно, весьма эффективный двигатель прогресса. Особенно это видно на примере выставочных проектов, которые из года в год оправдывают свое существование, увеличивая площади и расширяя ряды постоянных участников. Но чем дальше, тем сложнее держать марку. Однако «Строительной неделе» это пока удается. В прошлом году она стала базовой выставкой департамента строительства и ЖКХ – структурного подразделения министерства, отвечающего за строительную отрасль российской экономики. Кроме того, с нынешнего года «Строительная неделя» в «Сокольниках» получила статус строительной выставки стран СНГ. Это результат XX заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. Отразилось ли повышение статуса на рейтинге самой выставки? Безусловно, она стала более масштабной по объему площадей и более представительной по количеству участников. Впервые свою продукцию представили Беларусь, Украина, а также производители из стран дальнего зарубежья – Германии, Канады, Турции, Финляндии, Тайваня.
В целом количество экспонентов увеличилось с 668-ми (данные 2004 г.) до 700. На экспозиционной площади 33 тыс. кв. м (а это все павильоны «Сокольников») прошло сразу 13 специализированных выставок: «СтройТех», «SWE/Мир окон и дверей», «Walldeco/Декор стен, потолков», «Caflex/Мир ковров и напольных покрытий», «Baustein/Керамика и камень», «Betonex/Цементы, бетоны», «RFI/Кровля и изоляция», «Мир света», «Текстиль для дома», «Быстровозводимые и мобильные здания», «Инженерные коммуникации и оборудование», «Подъемно-транспортная техника», «Фасадные и теплоизоляционные системы». В общем экспозиция привлекла к себе немалое внимание, и прогнозы организаторов по поводу 25-ти тысяч посетителей, наверное, можно считать оправданными, хотя официальных данных на этот счет пока нет.
Чем же может заинтересовать «Строительная неделя» строителей и предпринимателей сегодня? Ведь не секрет, что любой представитель этой бизнес-среды, пожалуй, как никто другой, долго взвешивает и «отмеряет», прежде чем заплатить за квадратные метры на той или иной выставке. К слову, квадратный метр оборудованной площади обошелся в этом году российским экспонентам в 135 евро, иностранцы заплатили на 40 евро больше. Организаторы уверены, специализация каждой из выставок «Строительной недели» – именно тот фактор, который может привлечь новых экспонентов. Ведь здесь у них есть возможность вести работу целенаправленно, т.е. встречаться с интересной для их бизнеса аудиторией.
Однако хотя специализация и выдерживается, не все фирмы чувствуют себя «своими» на выставке. К примеру, фирма «Фортек», работающая с камнем на полимерной основе.
«На мебельной выставке мы чувствуем себя строителями, на строительной – мебельщиками. Не совсем понятно, к какой отрасли мы все-таки ближе, – рассуждает Владимир Копченов, генеральный директор фирмы «Фортек». – В рамках «Строительной недели» мы экспонируемся на выставке бетона. В принципе в народе материал, с которым мы работаем, называют «полимербетон», но, как мне кажется, ничего общего наше производство с бетоном не имеет. Однако в целом соотношение цены, качества и результата, который дает эта выставка, нас вполне устраивает. «Строительная неделя» – одна из самых приличных выставок, которую мы способны оплатить. Конечно, хотелось бы принять участие в «Батимате», но пока нам это не по карману. Я считаю, что «Строительная неделя» в «Сокольниках» – вторая после «Батимата» выставка по получаемым результатам. В отличие, допустим, от выставки «Отечественные строительные материалы», в которой мы пару раз участвовали, а потом приняли решение, что она нам не нужна».
Вооружившись лозунгом «Затраты должны быть оправданы», большая часть участников выставки пришли на «Строительную неделю» в поисках региональных партнеров. Те же, кто был заинтересован не столько в контрактах, сколько в информации о перспективах развития строительной отрасли, приезжали в «Сокольники» для того, чтобы посетить конференции, предусмотренные деловой программой выставки.
Новые разработки и технологии стали одной из главных тем на конференциях, проходивших сразу в нескольких павильонах. В этом году ключевым пунктом научной программы стала конференция «Проблемы ЖКХ». Производители цемента обсудили возможности применения новых современных многокомпонентных цементов. Стоит отметить и успех конференции «Современные фасадные теплоизоляционные системы: проектирование, устройство и эксплуатация». Здесь был настоящий аншлаг, из чего можно сделать вывод о своевременности и востребованности поднятых в ходе научной полемики вопросов. Кстати, в этом году состоялась и презентация первого «Сборника докладов конференций», которые были зачитаны в прошлом году.
В целом можно говорить, что 13-я «Строительная неделя» в «Сокольниках» состоялась. А слухи о том, что «чертова дюжина» сделает свое «черное дело» и выставка пройдет с переменным успехом, так и не подтвердились.
Татьяна Рузавина, директор «Строительной недели»:
Мы меняем выставку каждый год. Ведь условия диктует рынок. Какие-то разделы, которые мы считаем неактуальными, либо отменяем, либо уменьшаем до салонов, а какие-то наоборот. К примеру, у нас растет и, очевидно, будет и дальше расти выставка цемента.
В целом в этом году более четко выражена специализация каждой из выставок. Если раньше на «Стройтехе», родоначальнице всей «Строительной недели», было представлено, помимо строительного оборудования, все разнообразие продукции, способной вызвать интерес у строителей и предпринимателей, то в этом году здесь в основном представлено оборудование, техника, то есть то, что используется в капитальном строительстве. И так на каждой вставке. Мы стараемся четко выдерживать специализацию, что, судя по отзывам, наиболее приемлемо для работы на выставке.
Во многом имидж экспомероприятия зависит от деловой программы. Наша в этом году вызвала огромный интерес. В отдельных конференц-залах был настоящий аншлаг. Мы намерены и в будущем развивать научное направление в рамках «Строительной недели».
За время своего существования выставке удалось приобрести статус одного из самых значимых для строительной отрасли мероприятий. 70–80% участников – игроки российского рынка, при этом большой процент составляют производители. К примеру, на выставке цемента и бетона в этом году были представлены все основные производители. То же самое можно сказать о выставке WallDekor. Безусловно, есть более крупные строительные выставки, но таких представительных, именно по количеству российских производителей, думаю, нет.
Стоит отметить и тот интерес, который проявляют к «Строительной неделе» иностранные компании. В этом году увеличилось количество немецких стендов, впервые приехали на выставку компании из Канады. Возможно, в следующем году список стран-участниц пополнит Израиль.
Но особенно показательно, что интерес к выставке со стороны посетителей в этом году, несомненно, более высокий, чем в прошлом. По предварительным данным, за неделю выставку посетили около 25 тыс. человек. Однако более подробную статистику с анализом посетительской аудитории мы сможем опубликовать после подведения окончательных итогов. Кстати, мы единственная строительная выставка, статистические данные которой по основным показателям (площадь, экспоненты и т.д.) подтверждены независимым аудитом.
Словом, выставка развивается, растет, но недостатка в выставочных площадях под этот проект мы пока не испытываем. Поэтому слухи о том, что «Строительная неделя» переедет вслед за «ПолиграфИнтер» в «Крокус Экспо», пока ничем не подтверждены. По сервису, по возможностям «Сокольники» – наиболее удобная площадка. Переносить «Строительную неделю» куда-то за кольцевую – означает создавать неудобства прежде всего для посетителей.
Год |
Участники | Посетители (тыс. человек) | Площадь
(тыс. кв. м) |
2003 | 602 | 22,600 | Около 23 |
2004 | 668 | 23,548 | Более 23 |
2005 | 700 | 25,000 | 33 |