Кризис сделал выставку катком

Крупнейшие выставки из-за финансового кризиса перепрофилируют свои площади. Часть «Ленэкспо» станет катком, «Крокус Экспо» планирует сдавать выставочные площади под офисы. Но рынок офисной недвижимости тоже сокращается.

В условиях кризиса выживет тот, кто придумает что-то новое, или тот, у кого есть хорошие административные связи, полагает председатель Европейского отделения Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и гендиректор выставочного комплекса «Ленэкспо» Сергей Алексеев. Среди последних — ГАО «Всероссийский выставочный центр» (ВВЦ), «Экспоцентр», добавил он. «Мы же будем придумывать что-то новое. Планируем, например, сделать каток в одном из павильонов. Готовы принимать заявки на проведение фестивалей и конгрессов на территории «Ленэкспо», — сказал Сергей Алексеев.

МВЦ «Крокус Экспо» тоже ищет способ бороться с кризисом. Выставочный центр планирует сдавать 20—30 тыс. кв. м своих выставочных площадей под офисы и постоянно действующие ярмарки. «Решение об этом было принято 13 января. До конца недели будем продумывать вопрос», — сказал Infox.ru директор департамента организации выставок МВЦ «Крокус Экспо» Аркадий Злотников.

Идея отличная, считает руководитель отдела исследований рынка недвижимости Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko Денис Соколов. «Несмотря на то что в Москве существует избыток свободных офисных площадей, «Крокус Экспо» при умелом подходе сможет найти себе арендаторов. Это будет альтернатива ^(https://expobusiness.ru/goto/http://www.infox.ru/business/realty/2008/11/05/of.phtml) офисам класса С. Банки в такие офисы вряд ли сядут, а вот маркетинговые и рекламные компании, чья деятельность связана с выставками, смогут», — сказал аналитик.

Выставочный холдинг MVK, организующий выставки в культурно-выставочном центре «Сокольники» и «Крокус Экспо», борется с кризисом другим способом. В конце декабря холдинг предложил своим конкурентам, «недостаточно уверенно чувствующим себя на рынке», на 1?2 года передать свою выставочную деятельность MVK. Холдинг готов взять на себя процесс организации выставок, при этом право собственности останется у компании-партнера. «Мы поможем сэкономить деньги таких компаний и немного заработать себе», — сказал заместитель гендиректора МVК Александр Квасников. По его словам, на предложение компании-конкуреты откликаются активно. «За четыре рабочих дня к нам поступило два звонка. Первая встреча намечена на 15 января», — сказал Александр Квасников.

Антикризисные меры пока не принимает «Экспоцентр», наоборот, увеличивая площади. В ходе реконструкции 8?го павильона к общей площади комплекса прибавилось еще 18 тыс. кв. м. В прошлом эта площадь использовалась под склады, рестораны и магазины, прокомментировал руководитель пресс-службы «Экспоцентра» Аркадий Дидевич.

Торгово-промышленная палата России ранее опубликовала рабочий вариант «Предложений по преодолению кризисных явлений в экономике при организации выставочно-ярмарочных мероприятий»: ТПП предлагает правительству предоставить организациям — производителям экспортной продукции, участвующим в международных выставках, дотации.

«Мы исходим из того, что такая практика есть в других странах», — прокомментировал директор департамента выставок и ярмарок ТПП Игорь Коротин. В качестве примера он привел правительство Италии, которое компенсировало 80% затрат на участие своих фирм в одной из осенних выставок «Экспоцентра». «Поддержку могут получить производители хотя бы тех отраслей, которые государство собирается поддержать – строительная отрасль, ритейл, автопром, металлургия и т. д.», — полагает Игорь Коротин.

Сергей Алексеев скептически относится к этой идее. «Наше правительство не пойдет на такие шаги, — считает он. – Итальянская экономика ориентирована на экспорт, поэтому власти заинтересованы в поддержании положительного имиджа местных производителей за рубежом. Российская экономика, наоборот, ориентирована на импорт. Своего производства у нас не так много. Поэтому власти не будут поддерживать участие в международных выставках отечественных производителей», — сказал Сергей Алексеев.

ТПП рассчитывает также совместно с профильными министерствами и ведомствами подготовить предложения по уменьшению налога на землю, занимаемую выставочными комплексами. Эта мера позволит снизить цену выставочных услуг. «Предложение фантастическое, но, тем не менее, в качестве временной меры оно может быть реализовано», — сказал Игорь Коротин. По его оценке, налог на землю составляет до 20% от цены, которую компании платят за участие в выставке.

Ссылка на основную публикацию