Кодексы выставочной этики – вне закона?

13 августа 2007 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила два дела по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции», первое – против компаний, подписавших «Кодекс профессиональной этики» Московской выставочной Гильдии, второе – против компаний, проголосовавших за аналогичный кодекс Российского Союза выставок и ярмарок на Общем собрании РСВЯ.

Речь идет о требованиях пункта 5.2.5 «Кодекса профессиональной этики» Московской выставочной гильдии (не объявлять выставок по аналогичной тематике уже существующим и имеющим знаки UFI, РСВЯ и Гильдии в рамках 60 дней до и после их традиционных сроков) и пункта 5.2.4 Кодекса РСВЯ  (не объявлять выставок по аналогичной тематике в городах, где уже проводимым выставкам присвоены знаки UFI, РСВЯ и Гильдии).

Кодексы, обсуждавшиеся на десятках заседаний в течение трех лет, сегодня могут быть признаны антиконкурентными соглашениями. Впереди – многочисленные встречи, консультации, напряженная работа юристов.

Мы попросили прокомментировать ситуацию Андрея Кашеварова, заместителя Руководителя ФАС России, председателя обеих сформированных Комиссий по рассмотрению «выставочных» дел.

 

 

– Уважаемый Андрей Борисович! Каким будет порядок рассмотрения этих дел? Планируется ли привлечение экспертов?

– Вся процедура прописана как прямая норма Федерального Закона «О защите конкуренции» в главе 9 (статьи 39-52). В соответствии с законом нами уже сформирована Комиссия по рассмотрению вышеупомянутых дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ. Что касается экспертов, как правило, мы привлекаем представителей торгово-промышленных палат и РСПП.

– Какие санкции могут грозить общественным организациям и компаниям, в отношении которых возбуждены дела?

– В случае выявления факта нарушения, т.е. наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, штрафные санкции будут определяться строго в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Речь идет о штрафе в размере от 1% до 15% от оборота на соответствующем рынке, в данном случае не более 4% от общего оборота. Возможна также дисквалификация должностных лиц на срок до 3 лет или наложение на них штрафов.

– К кому эти санкции могут применяться?

– Мы будем смотреть, какую деятельность осуществляют организации, присоединившиеся к рассматриваемым соглашениям. Если выставочная деятельность ими не осуществляется, понятно, что никаких штрафов быть не может. Речь идет о выставочной деятельности: ведется – не ведется.

– Каким образом общественные организации и отдельные компании могут избежать санкций? Что они для этого должны сделать?

– Компания «Крокус Интернэшнл» уже избежала санкций, поскольку сообщила в Федеральную антимонопольную службу о наличии антиконкурентных соглашений. Все остальные компании могут добровольно заявить об отказе от своего участия в этих соглашениях, что автоматически приведет к снижению штрафных санкций до минимума – 1%. Санкции в любом случае останутся.

– Куда такие заявления должны поступать?

– В рамках возбужденных дел заявления направляются непосредственно к нам, в ФАС России.

– С чего началось расследование?

– Заявление «Крокус Интернэшнл» поя­вилось не сразу, оно последовало в связи с жалобой на проведение этой компанией выставки «Охота, Рыбалка, Отдых» со стороны ее конкурента РВК «Эксподизайн».

По иску РВК «Эксподизайн» мы возбудили дело. В ходе его расследования «Крокус Интернэшнл» представил нам рассматривае­мые соглашения, дав комментарий, что, в принципе, ряд их положений противоречит статье 11 Федерального Закона «О защите конкуренции». В свое время они вынуждены были подписать эти документы.

В итоге дело по иску РВК «Эксподизайн» мы приостановили до рассмотрения вопроса по существу. Если будет принято решение о том, что определенные пункты рассматривае­мых соглашений противоречат антимонопольному законодательству, дело по иску РВК «Эксподизайн» будет автоматически прекращено.

– Хотелось бы получить еще одно очень важное разъяснение. Как могут добровольные обязательства, взятые на себя отдельными компаниями в соответствии с «Кодексом профессиональной этики», создавать препятствия доступу на товарный рынок (как указано в п.8. ст.11. Федерального Закона «О Защите конкуренции») другим хозяйствующим субъектам? Ведь в Кодексах не предусмотрено никаких санкций за невыполнение этих требований?

– Все антиконкурентные обязательства компании берут на себя добровольно. Зайдите на сайт ФАС России, там есть раздел, посвященный практике рассмотрения антиконкурентных соглашений в Европе.

Обратите внимание: все участники подобных соглашений добровольно берут на себя обязательства, которые могут выполнять или не выполнять. Все равно это ограничивает конкуренцию. Мы считаем, что если определенные обязательства взяты, и стоит соответствующая подпись, то они выполняются.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях (статья 14.32) нарушением законодательства является сам факт заключения соглашения, которое содержит антиконкурентные нормы, даже если еще не совершено никаких конкретных действий. Факт заключения соглашения уже является основанием для рассмотрения дела.

И что значит «в Кодексах нет санкций»? Предъявление претензий к конкуренту и обращение РВК «Эксподизайн» в Федеральную антимонопольную службу –?уже считается санкцией. Это совершенно конкретное действие лица, подписавшего то же самое соглашение.

– Как долго дела будут рассматриваться? И кто будет принимать решения?

– Согласно статье 45 Федерального Закона «О защите конкуренции» срок рассмотрения дел не превышает 3 месяца, но при особых обстоятельствах может быть продлен еще на 6 месяцев. Как правило, мы дел не затягиваем. Решать же будет уже сформированная нами комиссия из сотрудников Федеральной антимонопольной службы.

Ссылка на основную публикацию