Главное быть лучшими (Эксклюзив)

После долгого перерыва в Москве с двухдневным визитом побывал президент ГК «Фьера Милано Спа» (Fiera Milano Spa) Микеле Перини. Несмотря на плотный график работы, он дал эксклюзивное интервью журналу ER. В ходе беседы Микеле Перини пожурил наших бюрократов, похвалил улучшения в столичной инфраструктуре, но при этом сравнил экспобизнес со скорым поездом, который российские выставочники пока вынуждены только догонять. В то же время, по мнению главы «Фьера Милано Спа», у российского экспорынка большой потенциал. Своим же оружием в конкурентной борьбе на мировом экспорынке Микеле Перини считает открывшийся в Милане новый выставочный центр «Фьера Милано»

Г-н Перини, в какую сторону Вы намерены направить это «оружие» в первую очередь?

– К счастью, «Фьера Милано» – не армия, а фирма, акции которой котируются на миланской бирже, поэтому мы хотим прежде всего работать и развиваться. Цель «Фьера Милано» – достойно показать то, что производится в Италии. Весь выставочный квартал в Ро-Перо (район в Милане. – Прим. ред.) создан именно для этого. Другими словами, новый выставочный комплекс должен стать витриной итальянской промышленности. Кроме того, мы надеемся, он будет привлекать иностранных участников. И, конечно, поможет нам расширить сотрудничество с другими выставочными центрами, в том числе и зарубежными, в осуществлении совместных проектов. А в конкурентной борьбе существует только одно «оружие» – быть лучшими.

Кстати, все наши выставки в два-три раза крупнее проектов, проходящих в других выставочных центрах Италии. Поэтому у нас нет ни проблемы дублирования, ни жесткой конкуренции. Работа протекает в рамках сотрудничества: создаются союзы, заключаются договоры. Кроме того, мы приобретаем небольшие выставки, которые затем развиваем. В «Фьера Милано» они постепенно растут.

– Но и про зарубежные рынки Вы не забываете. Уже строится первый офис Palazzo Italia в Берлине. Собираетесь ли Вы открыть подобный центр в России?

– Да, мой визит сюда отчасти ради этого. Сейчас мы рассматриваем различные варианты, поскольку в каждом Palazzo Italia должны разместиться залы для проведения различных мероприятий (выставочного, делового, культурного характера), демонстрационные стенды ведущих итальянских марок, офисы государственных и частных учреждений, занимающихся развитием международных связей. Для такого центра достаточно 2–3 тыс. кв. м общей площади, однако цены на недвижимость в Москве «кусаются».

Вы побывали в «Крокус Экспо». Рассматриваете ли Вы этот выставочный комплекс в качестве возможного партнера?

– Поскольку я сейчас нахожусь на стадии сбора информации, не хочу называть никаких конкретных имен. Замечу, однако, что сегодня, объехав несколько выставочных центров, я увидел весь потенциал московского выставочного рынка. С 1996 г. «Фьера Милано» плотно работает с «Экспоцентром», и мы намерены это сотрудничество продолжать, развивая совместные проекты. При этом мы не исключаем сотрудничества по некоторым проектам с другими выставочными комплексами. Мы готовы участвовать в любых новых выставках и проектах. В частности, в России на выставочном рынке весьма интересна тематика, связанная с сельским хозяйством, здравоохранением, транспортом, логистикой, строительной индустрией, промышленностью. И здесь мы уже занимаем достаточно сильные позиции.

Кроме того, сейчас мы планируем возродить наш старый проект – выставку «Быт – Италия», которая достаточно успешно проходила в Москве 15 лет назад. Однако теперь мы собираемся проводить ее в Екатеринбурге, поскольку это интересный с экономической точки зрения регион, который вслед за Москвой динамично развивается.

А как Вы в целом оцениваете российский экспобизнес?

– От европейского местный рынок, безусловно, отличается. У него свои особенности: другие расстояния, другие пространства, другой посетитель. Из Владивостока в Москву гораздо сложнее прилететь, чем из любой точки Европы добраться до Милана. Кроме того, на развитие русского бизнеса большое влияние оказывают состояние инфраструктуры и пережитки бюрократии. Последний раз я был в России в 1997 г. и сегодня могу отметить положительные изменения в условиях организации выставочных мероприятий. Для любого бизнеса, а для выставочного в особенности, важно состояние аэропортов, дорог, гостиниц и всей инфраструктуры, которая задействована и помогает в организации мероприятий. С этим в России стало заметно лучше, но все еще возникают сложности с таможней, которые усложняют процесс сотрудничества.

Впрочем, критерии успешности выставки в России и Италии одинаковые: экспоненты, довольные услугами, оказанными организатором; достаточный поток посетителей, позволяющий участнику завязать деловые контакты. Очень важно, чтобы посетитель был качественный. На выставку должны приходить специалисты, заинтересованные в заключении контрактов, а не тысячная толпа, не имеющая отношения к отрасли. В целом российские выставочные компании достаточно сильно приблизились к европейской модели экспобизнеса, сделав большой шаг вперед. Но проблема в том, что европейские компании тоже не стоят на месте.

– То есть поезд ушел? Сможем ли мы его догнать?

– Здесь проблема больше заключается в инвестициях и использовании ноу-хау в бизнесе. Но прежде всего в профессиональном образовании менеджмента.

Кстати, об образовании: в Италии можно получить специальность «организатор выставок»?

– Естественно, у нас существует эта профессия. Есть базовые бизнес-программы, после изучения которых можно выбрать специализацию по выставочной деятельности. Кроме того, на базе фонда «Фьера Милано» работает специальная выставочная академия. В ней могут и учатся иностранные студенты. Например, дочь г-на Малькевича, генерального директора «Экспоцентра», уже прошла мастер-класс в академии и теперь стажируется у нас. Конечно, в академии предъявляют определенные требования к поступающим, но это не для того, чтобы кого-то отсеять, а чтобы выявить тех, кто сможет усвоить учебный материал. Вдобавок, мы заинтересованы в том, чтобы люди, прошедшие обучение в Италии, поддерживали партнерские отношения с менеджерами «Фьера Милано».

Акции «Фьера Милано» котируются на бирже. Однако некоторые российские операторы рынка утверждают, что открытость и выход на фондовые рынки имеет смысл только для крупных организаций. Вы согласны с этим мнением?

– Нет. На итальянском рынке принято открывать свою деятельность, и при этом совершенно необязательно быть финансовым монстром. Хочешь привлекать общественные капиталы – значит, ты, безусловно, должен быть контролируемым, открытым и прозрачным.

С другой стороны, можно достичь определенных финансовых результатов, оставаясь компанией с частным капиталом. В Москве это наглядно демонстрирует строительный рынок.

Третий вариант. В Европе есть компании, которые, будучи по форме акционерными обществами, не продают свои акции, но согласно закону публикуют свой бюджет, открывают свои балансы. К сожалению, я не знаю российское законодательство в этой сфере и не осведомлен, насколько оно благоволит деятельности акционерных обществ, которые нигде не публикуют свою финансовую отчетность.

ДОСЬЕ

Микеле Перини (Michele Perini) родился в Милане в 1952 г. Женат, имеет двух сыновей. Закончил экономический факультет Университета Боккони.

В 1980-е гг. два раза избирался вице-президентом Gruppo Giovani и членом городского собрания. С 1997 по 2001 г. – президент и вице-президент Piccolo Industria (Малые промышленные предприятия). С 2001 по июнь 2005 г. – президент ассоциации Assolombarda.

Сегодня г-н Перини – член совета правления и собрания Confindustria (Конфедерация промышленников), вице-президент Confindustria в Ломбардии. Помимо этого он – президент музея науки и техники им. Леонардо да Винчи в Милане и административный консультант Finlombardia, ICE и Коммерческого университета Луиджи Боккони.

Кроме того, Микеле Перини – президент компании Sagsa, занимающейся производством офисной мебели. А с октября 2003 г. – президент АО «Фьера Милано».

Ссылка на основную публикацию