Гендиректор «Ленэкспо»: «потребуется три года, чтобы восстановить кэш»

Генеральный директор «Ленэкспо» Сергей Алексеев в интервью «Деловому Петербургу» рассказал про движущие силы капитализма, формат World Trade Center, вред бумажных буклетов и сокращение выставочного рынка России на 50%.

«Деловой Петербург»: Ключевая тема сейчас — кризис. Насколько может сократиться на его фоне выставочный рынок Петербурга, России?

Сергей Алексеев: От 20-30% до 50 %.

«ДП»: Какие антикризисные меры рассматривает РСВЯ (Российский союз выставок и ярмарок)?

С.А.: Первое — координация совместной деятельности участников рынка. Второе — уменьшение издержек. Третье — маркетинг зарубежных и отечественных рынков.

«ДП»: Вы на днях вернулись из США, с конгресса международной ассоциации выставок и ивентов IAEE в Майами. Как там реагируют на кризис?

С.А.:  Аналитики из США и Англии говорят — почему все так получилось. Глубоко копают: начиная с движущих сил капитализма — страха и жадности. Ведь, по сути, люди потратили деньги, которые надо было копить. Теперь потребуется три года, чтобы восстановить кэш. Я рассказал про выставочный бизнес в России. Ну а главная тема была – развитие мировой выставочной индустрии в 2009 году.

«ДП»: Она будет развиваться?

С.А.: Положение двоякое. С одной стороны цены на нефть, задранные до небес — рухнули. Производства встали, самолеты не летают. Каждый день в мире увольняют по 40 тысяч человек. Страдают поставщики стали, электроники и т.д. С другой, выставки и конгрессы — это механизм в воспроизводстве капитала. Бизнесменам надо встречаться, чтобы продавать. Мы формируем этот рынок. Чем общество потребления отличаемся от планового? В плановом было ручное управление, капитализм — это автомат. Поэтому выставочный бизнес будет востребован. Другое дело, что денег сейчас практически ни у кого нет. Предприниматель не может строить трехэтажные стенды, заказывать роскошные поездки, гостиницы, платить огромные деньги аналитикам. Нужно все делать дешевле.

«ДП»: И как по версии IAEE надо сокращать издержки?

С.А.: Нужно экономить десятицентовики и центы! Меньше платить выступающим, снижать транспортные расходы, сокращать время мероприятий. Отдельная статья — отказ от бумажного делопроизводства: печати буклетов, брошюр, рекламных плакатов. Реклама мероприятий и регистрация может быть электронной. Как сказал мне один из ведущих американских экспертов — «держи деньги»! (смеется)

«ДП»: Это применимо к российской практике?

С.А.:  Вполне. Мы сейчас меняем структуру. Создали департамент, который будет заниматься сервисными вопросами. Будем систематизировать работу, использовать технологические схемы, которые делают продукт более продаваемым. Американцы, кстати, совершенно иначе проводят мероприятия. Например, скучнейшее мероприятие — открытие форума. Как это обычно в России? C речами выступают губернатор, министр… Там ничего этого нет! Собрались для вручения призов лучшим организаторам выставок, а ведет программу лучший комик США. Или например – на обед пригласили – безалкогольный. Дали выступить человеку, который мгновенно запоминает десятки имен и фамилий, да еще пишет двумя руками одновременно…

«ДП»: Любопытный формат.

С.А.: Думаю что и для России это отчасти применимо. Говорят же — нужны изобретения, инновации. Нам не хватает оптимизма. В самые тяжелые моменты нужно рассказывать анекдоты. Шоу рождает эмоции, полет мысли. Главное мероприятие — это не лекция и не доклад, а мозговой штурм, в ходе которого рождаются идеи решения проблем. Вот, например – отсутствие денег…

«ДП»: А не возникнет ли такая ситуация: выставочный бизнес оптимизируется, будет экспериментировать, а всем остальным из-за кризиса просто нечего будет показывать.

С.А.: Действительно — производители первичны, а рекламщики, организаторы выставок вторичны и даже третьестепенны. Но понятно и то, что есть направления, которые будут востребованы всегда — есть людям надо, ездить надо, энергетика нужна… Только если раньше мы говорили как деньги потратить, то теперь должны говорить — как сэкономить.

«ДП»: Власти России говорят о поддержке банков, реального сектора… Вас государство поддерживает?

С.А.: Конечно. К экономическому форуму город отремонтировал территорию. Ежегодно дает 20 млн руб на развитие, на участие питерских предприятий… Это сравнительно небольшие деньги, которые в масштабах выставок составляют 8-10 %, но заинтересованность мы чувствуем. У меня пока нет данных по городскому бюджету на 2009 год, но по государственному у нас идет промоушен…

«ДП»: Просто создалось такое впечатление, что даже ПЭФ в этом году прошел в каком-то «урезанном» виде…

С.А.: ПЭФ будет проводиться и в 2009 году. Но «Ленэкспо» на этом форуме является только площадкой. Проводит ПЭФ специальный фонд. На мой взгляд, это мероприятие надо еще оптимизировать. Брать пример с Давоса, хотя там и другая система финансирования — платят участники. Давос, по сути, превратился в международный клуб. Там взнос 20 тыс. евро в год и даже больше. Как профессионал могу сказать – нужна самоокупаемость. Нам же пока далеко даже от простейшей экономии — с нашими шикарными приемами, концертами на Дворцовой…

«ДП»: На Западе выставочные центры живут исключительно «на свои» или все-таки получают поддержку властей?

С.А.: Во многих странах Европы выставочные центры входят в муниципальную собственность. Их содержание для частных компаний нерентабельно. Вообще частному бизнесу вкладывать огромные деньги в выставочные центры — неправильно. В Америке центры не дотируются, но ими управляют бюро по проведению выставок, являющиеся частью горадминистрации. Как в Чикаго вырос выставочный центр? Они поначалу бесплатно предлагали площади для выставок — только чтобы привлечь людей: не в Нью-Йорк, не в Хьюстон или в Лас-Вегас, а к себе. Для Петербурга 20-30 млн рублей прибыли в год, которые мы зарабатываем – это копейки. Однако в Европе, в США считают вторичный эффект. Те же бизнес-туристы приносят больше, чем обычные. Плюс — финансовые потоки, счета в банках, сдача в наем бизнес-центров — те кто приезжает часто открывает в городе представительства.

«ДП»: В начале года шла речь о строительстве в «Ленэкспо» бизнес-центра и гостиницы. Инициатива эта исходила от одного из основных акционеров.

С.А.: И гостиница и бизнес-центр остаются в планах. Конкретная реализация будет зависеть, в том числе, от территориальных условий. Есть прекрасное место напротив нас, там находится яхт-клуб военно-морской базы. Я там, кстати, получал капитанский диплом… Так вот, была идея – сохранить яхт-клуб на территории (около 5,5 га) при частичной застройке, теми же гостиницами… К сожалению город меня не поддержал.

«ДП»: Петербургские девелоперы говорят, что потребность в бизнес-центрах с началом кризиса сократилась…

С.А.: Наша идея — это даже не бизнес-центры (которых сейчас действительно переизбыток), а World Trade Center. Сейчас, к примеру, в Абу-Даби реализуют проект при поддержке властей ОАЭ: выставочные павильоны, пятизвездочная гостиница Hyatt и — бизнес-сити. Все на одной площадке. Технология WTC — это технология будущего. В свою очередь многие нынешние проекты либо нефункциональны, либо неосуществимы в условиях кризиса. Может быть, нам стоит обсудить совместные действия. Как председатель Европейского отделения Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) я просто обязан помочь. Запалить очередной миллиард евро не проблема — и что?

«ДП»: Вряд ли у кого-то сейчас есть «лишние» миллиарды…

С.А.: В любом случае наши государственные деятели и бизнесмены должны в первую очередь думать о рентабельности. Если на то пошло — в ближайшие 10-15 лет городу вообще будет достаточно «Ленэкспо». Во всем мире размер городского экспоцентра рассчитывают, исходя из размера РВП (регионального валового продукта). На один миллион РВП примерно 0,5 м2выставочной площади,  т.е. для Петербурга получается 60-80 тыс.м2. У нас есть программа развития «Ленэкспо 2020» — мы как раз планируем расширить в ближайшие годы свои выставочные площади до 60 тыс.м2.

Ссылка на основную публикацию