ЭКСПОзиционный передел (Регионы)

На своих страницах мы подробно освещаем столичный выставочный бизнес. Настало время посмотреть на ситуацию в регионах. Сегодня мы рассматриваем непростую ситуацию, сложившуюся на экспорынке Ростова-на-Дону

Выставочный рынок в России продолжает расти. Вероятно, в ближайшее время эта тенденция сохранится. Но лидером отечественного экспозиционного бизнеса остается столица. Правильно это или нет.

В Москве появляются новые выставочные центры, новые выставочные организации, новые проекты. При этом отрадно отметить, что в первопрестольном экспобизнесе недобросовестной конкуренции (кто-то «учиняет погром» в офисе конкурента) в принципе не существовало. Темы и сроки проектов дублируются довольно часто, однако таковы законы рынка. Тему выставки невозможно сделать интеллектуальной собственностью какой-то одной организации. Она, как и отраслевая специализация, не может принадлежать кому-то одному. Тема либо есть, либо нет. Причем большое количество выставок по какой-то одной тематике свидетельствует только об интенсивном развитии данной отрасли. Таковы законы современной рыночной экономики. И только при наличии здоровой конкуренции рынок может развиваться. Но выживает сильнейший.

Выставочный бизнес – не тот бизнес, в котором можно быстро получить миллионы и миллиарды. Экспозиционный проект зарабатывает репутацию годами. И это прекрасно понимают потребители – экспоненты. Они идут за брендом, за организатором, который может им предложить не только качественное мероприятие, но и большое количество посетителей – потенциальных клиентов.

Огромную роль в экспозиционном бизнесе играют и владельцы выставочных площадок, без которых ни одно мероприятие обойтись не может. Кстати, именно они могут серьезно влиять и на отношения между выставочными компаниями. Примером может служить опыт «Экспоцентра», руководство которого многие годы соблюдает своеобразный «кодекс чести», регулируя количество и качество, а также темы и даты проведения выставок в рамках одной площадки. По сути, это эталон, но вот многие ли хотят его достичь?

Однако в регионах ситуация пока не стабильна. Ярким примером может служить Ростовская область. Единственная специализированная выставочная площадка здесь – это выставочный центр ОАО «Роствертол».

До недавнего времени все наиболее значимые выставочные мероприятия в Ростовской области проводились здесь. Однако со второй половины 2004 г.руководство ВЦ «ВертолЭкспо» объявило новую стратегию – проведение на территории ВЦ собственных выставок. «Мы считаем, что выставочной деятельностью мы должны заниматься сами, – сообщила нашему корреспонденту начальник отдела рекламы «ВертолЭкспо» Галина Саценко.

Спор вокруг площадки

Чем же было продиктовано такое решение? На взгляд директора «ВертолЭкспо» Сергея Шамшуры, другие выставочные фирмы, к слову сказать, в Ростове-на-Дону их девять, организовывают свои мероприятия «непрофессионально». Возможно, это и так, но что дает основания полагать г-ну Шамшуре, что у него получится лучше? Его предприятие является действительным членом Международного Союза выставок и ярмарок (МСВЯ) как собственник выставочных площадей, а не как организатор выставок. Непосредственно выставочной деятельностью оно занимается не более шести лет. Между тем в городе есть компании, работающие на этом рынке с середины девяностых и известные своими выставочными брендами далеко за пределами региона.

«Практически все выставочники сделали очень много для того, чтобы площадка «ВертолЭкспо» приобрела репутацию современного выставочного центра, – рассказывает главный специалист министерства экономики Ростовской области Инна Шинкина. – Благодаря тому, что выставочные компании регулярно проводили на этой площадке свои мероприятия, она стала известна далеко за пределами нашего региона и уже не нуждается в дополнительной рекламе».

Неужели все средства хороши?

Вопрос о недобросовестной конкуренции в экспобизнесе поднимался давно и не раз. Найти пустую нишу в графике конкурирующих мероприятий сегодня уже невозможно.

«Конкуренция в выставочном бизнесе сегодня недобросовестная, – говорит Галина Саценко. – Друг у друга темы воруют, перехватывают, в одни и те же сроки на разных площадках назначают проведение одинаковых выставок. Мы хотим изменить эту ситуацию, самостоятельно проводить крупные выставки».

Вытеснив конкурентов, «ВертолЭкспо» заявляет о проведении в 2005 г/ около 30-ти выставочных мероприятий.

«Мы не думали о том, что забираем у кого-то кусок хлеба и лишаем рабочих мест людей, занятых в этом бизнесе, – продолжает Галина Саценко. – Мы думали о том, что эти выставки нехороши, и мы хотим их развивать у себя. А на сильные выставки, к примеру «Автоформула» выставочной фирмы «Бизнес Арт», мы не замахиваемся и не хотим их переманивать. Хотя на самом деле эта выставка очень выгодная, денежная и перспективная». Впрочем, в своем плане выставочных мероприятий на следующий год «ВертолЭкспо» заявил аналогичный проект «Югавтомир», и таких совпадений, по оценке других выставочников, 90%.

«Да, может быть, мы поступаем не совсем красиво, – продолжает Галина Саценко, – но у других нет интеллектуального права собственности на темы этих выставок».

Кто виноват?

В Российской Федерации нет закона о выставочно-ярмарочной деятельности, впрочем, многие цивилизованные страны прекрасно обходятся и без него. Правды ради стоит сказать, что там государство не регулирует, а скорее инициирует развитие экспозиционного бизнеса, в первую очередь строительством новых выставочных центров и созданием новых выставочных проектов. Тут уместно вспомнить немецкий опыт, поскольку в Германии доля государства в развитии экспобизнеса превалирует.

В России на федеральном уровне отношения между участниками выставочного рынка призван регулировать МСВЯ, но в Ростове всего три действительных члена этой организации: «Даэлком», «Южно-Российский экспоцентр» и «ВертолЭкспо». Последний, по мнению других участников, устав этой организации регулярно нарушает. На областном уровне эти вопросы входят в компетенцию областной ТПП. Однако комитет по выставочно-ярмарочной деятельность при ТПП РО возглавить некому. По мнению генерального директора ВФ «Даэлком» Вадима Рудакова, единственная организация, которая пытается регулировать отношения между участниками рынка, – комиссия по выставочно-ярмарочной деятельности при областной администрации, возглавляемая заместителем губернатора – министром экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Виктором Дерябкиным.

Что делать?

«Вероятно в сложившейся ситуации, – считает Инна Шинкина, – выставочным организациям стоить создать ассоциацию, общественную силу, и выступать по этому вопросу более активно. Но это уже зависит от самих выставочников. Вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов мы не имеем права. Но на основании официальных обращений выставочных фирм в администрацию области мы могли бы выработать свою оценку сложившейся ситуации. На сегодняшний день ни одного заявления в письменном виде мы не получили. Инициатива должна исходить от самих выставочников, они должны занимать более активную позицию в борьбе за свое существование, а для этого есть реальные механизмы. Мы же создаем все условия, чтобы эти механизмы работали».

«Основная проблема сегодня в элементарной человеческой порядочности, – считает Вадим Рудаков. – Собственник выставочных площадей, не мудрствуя, копирует, а точнее, бессовестно ворует выставочные темы у других фирм и пытается проводить их на своих площадках под таким же названием и в те же сроки. Делается это непрофессионально, становясь дополнительным барьером на пути нормальной коммуникации между участниками выставки. Из-за плохой организации многие потеряют деньги и самое главное участников. Это, естественно, почета и уважения городу не добавит, а нанесет ощутимый вред самой выставочной идеи в регионе».

«В Концепции выставочно-ярмарочной деятельности четко указано на недопустимость диктата монополистов – выставочных центров. Пока собственниками выставочных площадей будут являться коммерческие структуры, то, конечно, никакая концепция им не указ, – высказал свою точку зрения генеральный директор ВЦ «Ростекс» Сергей Некрасов, – захотят отказать другим выставочным фирмам в выставочных площадях и сделают это. В сложившейся ситуации выставочные фирмы должны объединиться. Сегодня мы готовы выступить инициаторами такого объединения». И такой опыт у г-на Некрасова есть. Его предприятие является оператором межрегиональных связей областной администрации и известно проведением совместных выставок далеко за пределами донской столицы.

Аналогичную точку зрения высказали генеральный директор ВЦ «Ростов-Экспо» Светлана Кароль, генеральный директор ВФ «Южно-российский экспоцентр» Ольга Захарова.

«Мне бы хотелось, чтобы при реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Ростовской области, один из пунктов которой предусматривает улучшение материально-технической базы выставочного бизнеса, – говорит Инна Шинкина, – администрация рассмотрела возможность формирования программы выставочно-ярмарочной деятельности на основе тех исследований, которые мы проводим. В нее обязательно нужно заложить пункт о создании выставочного комплекса, который бы соответствовал статусу Ростова-на-Дону как столицы Юго-Восточного федерального округа. И он обязательно должен обладать современной инфраструктурой, в составе которой были бы не только выставочные площади, но и гостиницы, конференц-залы, бизнес-центры, бюро по перевозкам и экскурсиям. При наличии в области такого делового и культурного центра значительно увеличился бы ее экономический и инвестиционный потенциал. Это оказало бы огромное влияние на развитие прежде всего конгрессного туризма и стало бы реальных шагом в реализации многих деловых программ».

Вероятно, основная проблема, из-за которой возник ростовский конфликт, – отсутствие реальных выставочных брендов, украсть которые просто невозможно! И пока подобная ситуация будет сохраняться, в регионах периодически будут вспыхивать конфликты между владельцами выставочных площадей и выставочными фирмами. Что поделаешь, таковы законы рынк, и только благодаря жесткой конкуренции региональный выставочный бизнес может стать действительно цивилизованным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector